Skip to Content

Ключевые факты истории российской государственности по К.Д. Кавелину

ID: 2017-01-67-A-11333
Оригинальная статья (свободная структура)
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Резюме

Государство как главный социально-политический институт является предметом изучения философов, политологов, социологов на протяжения всего существования науки. В истории общественной мысли РоссииXIXвек заслуживает особого внимания, как время формирования основных теоретических позиций и формулирования вопроса о сущности и направленности исторического процесса в России.Существует множество работ, в которых часто упоминается «особый путь развития» российского государства. В этой связи примечательнаконцепция исторического развития России русского учёного Константина Дмитриевича Кавелина. 

Ключевые слова

Кавелин, история, российская государственность

Статья

Ключевые факты истории российской государственности по К.Д. Кавелину

Трехлебова И.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Государство как главный социально-политический институт является предметом изучения философов, политологов, социологов на протяжения всего существования науки. В истории общественной мысли РоссииXIXвек заслуживает особого внимания, как время формирования основных теоретических позиций и формулирования вопроса о сущности и направленности исторического процесса в России.Существует множество работ, в которых часто упоминается «особый путь развития» российского государства. В этой связи примечательнаконцепция исторического развития России русского учёного Константина Дмитриевича Кавелина. В1847 году появилась статья «Взгляд на юридический быт древней России», в вводной части которой Кавелин отметил повышенный интерес к русской истории в России и Европе. Причину Кавелин видел в росте авторитета Русского государства, в его судьбе, отличной от судьбы других славянских стран,противопоставляя историю России истории стран Западной Европы.

К ключевым моментам исторического развития России, по мнению Кавелина относятся:

1)                      Быт славян, основанный на кровном начале и родственных отношениях, который не испытал на себе внешнего влияния.
Кавелин писал, что «наша древняя, внутренняя история была постепенным развитием исключительно кровного родственного быта» [3].

2)                      Христианство, способствующее повышению роли личности человека. Именно в христианстве Кавелинусматривает причину развития общественных отношений, которое «во имя внутреннего, духовного мира отрицает все видимые, материальные, условные, следовательно, ничтожные различия между людьми».

3)                      Призвание варягов, главный результат которого – возникновение зачатков государственности. Варяги принесли «новую систему управления, неизвестную семейно-общинной доваряжской Руси». Как завоеватели, они основывают обширное феодальное государство.

4)                      Система Ярослава Мудрого, основанная на родовом начале и положившая начало дроблению России на княжества.

В ходе правления Ярослава Мудрого была осуществлена попытка основать государство и утвердить политическое единство Руси на родовом начале; великий князь был представителем единства княжеского рода, главой всех князей и вместе с тем представителем политического единства Руси. После смерти Ярослава возникло колебание между территориальным началом и личным, родовым и семейным, государственное устройство, основанное на родовом начале, разлагается,образуются многочисленные княжества, вотчины, начинается период удельной раздробленности Руси.

5)                      Монголо-татарское нашествие, способствовавшее разрушению удельной системы, воссозданию политического единства Руси, усилению власти князя.

6)                      Исторически сложившийся тип государства, получившийв работах Кавелина название «desGutsund Hausherrn» (дом и двор), характерными чертами которого стали:совершенная зависимость подданных от царя (безусловного господина и наследного владельцаземель), пожизненная и наследуемая обязанность всех слоев общества нести в пользу государства личную службу.

7)                      Упразднение Петром I формы «desGuts undHausherrn», что проявилось в изменении государственной политики в отношении дворянства, городского сословия, духовенства, сельских классов; было положено начало освобождению общества от государственной опеки, начался процесс раскрепощения сословий, освобождения от телесных наказаний. В результате реформ, по мнению Кавелина, в России возникли зачатки гражданского общества, были заложены основы для нравственного развития свободной личности, в чём Кавелин видел залог успешного развития России.

Дальнейшее историческое развитие России Кавелин видит в появление коллегиального органа. В статье «Чем нам быть?» Кавелин указывает на необходимость такого органа, который будет представлять монарху интересы страны, и предлагает учредить совещательные органы – сенаты – законодательный, судебный, административный, не ограничивающие верховную власть государя.

В статье «Разговор с социалистом революционером»Кавелин пишет, что русский народ «стремится к осуществлению своего исторического идеала не в грубой конституционной борьбе большинства с меньшинством, но в общинном единогласии под эгидой самодержавной власти». Выражая свое недовольство бюрократией, Кавелин говорит, что Россия может развиваться во главе с самодержавным, т.е. свободным царем. Государственное устройство, которое Кавелин считает оптимальным для России, выглядит следующим образом: «Я начинаю с крестьянской общины, вполне автономной во всех делах, до ее одной касающихся; затем союзы общин уездные и губернские или областные со своими выборными представителями; а целое завершается общим земским собором под председательством самодержавного, наследственного царя»[4].

Идеал государства, по мнению Кавелина воплощен в Европе в том именно, что основанием общественного устройства и права является личность, что свобода личности признана и гарантируется законом.

Таким образом, сущность российской государственности Кавелин видит в исторически сложившейся форме правления – самодержавии. Суть предлагаемых Кавелиным реформ заключалась в учреждении законосовещательного органа при монархе. Оптимальной для социально-политического развития России Кавелин считал монархическую форму правления.

Литература

1.       Живайкина А.А. Система философских взглядов К.Д. Кавелина: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2010

2.       Живайкина А.А., К.Д. Кавелин: опыт философского анализа культуры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2009. – Т. 9. – № 4. – С. 8-12.

3.       Кавелин К.Д. Ответ «Москвитянину» / Электронный ресурс: http://dugward.ru/library/kavelin/kavelin_otvet_moskovitaninu.html

4.       Кавелин К.Д.  Разговор с социалистом-революционером / Электронный ресурс: http://dugward.ru/library/kavelin/kavelin_razgovor_s_socialistom.html

5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)



Яндекс.Метрика