Статья посвящена изучению вопроса культа святых и его значению в современном обществе, описывается исторический аспект данного феномена, а также рассматривается мнение современных молодых людей.
Происхождение культа святых и его значение в современности
Бабошкина Л.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Научный руководитель – доцент А.А. Живайкина
Средневековая культура отличалась религиозностью. Христианство в Средневековье играло роль мировоззренческой основы для человека и общества, в целом.
Исторически, приходя на смену языческим представлениям, христианство удовлетворяла потребность в вере, в условиях разлома, как политического, так и духовного [5]. Христианство опиралось на иные гуманистические установки и стало свежим направлением, способным вдохнуть в культуру Европы новую жизнь. Но в борьбе за лидирующие позиции христианство претерпело некоторые изменения. Так как большинство жителей Европы были язычниками, Христос стал для них еще одним, но только более сильным богом. В своем веровании они сохранили множество языческих традиций, среди которых вера в домовых, лешего, исполнение традиционных ритуалов, а так же вера в магические способности. Многие из этих традиций религия вобрала в себя, модифицируясь и изменяясь, а некоторые объявила дьявольской силой [3]. Но на протяжении столетий в средневековой культуре стал возникать так называемый культ святых, который был закреплен и одобрен высшим духовным руководством, посредством канонизирования.
Одним из самых необычных и ярких феноменов средневековой культуры можно, безусловно, назвать культ святых. Тема удивительных исцелений святыми и их реликвиями постоянно привлекает внимание специалистов различных областей истории и различных методологических направлений.
Поклонение святым и угодникам зародилось на Востоке уже в раннее средневековье и быстро снискало популярностью в Западной Европе, а также, безусловно, стало важным компонентом всей религиозной жизни Европы. Информация о деяниях святых передавалась из уст в уста, и чем больше чудес совершал исцелитель, тем больше, славы разносили о нем люди.
Все христианские идеалы морального совершенства, смирения, направленности душевных мотивов на служение Богу и спасение души от мирских грехов нашли воплощение в образе святого. Но самым притягательным в этом образе, конечно, была способность творить чудеса. Потребность в чуде, а именно в чуде исцеления, дала благодатную почву для развития культа святых покровителей, к которым всегда можно обратиться за помощью [2]. Этот притягательный образ достигает в Европе своего массового расцвета в ХII веке.
На Русь обычай почитания святых пришел вместе с принятием христианства в 988г. К лику святых причислялись мученики, монахи, аскеты и подвижники веры, дававшие пример праведного и чистого служения Богу, укреплявшие и защищавшие церковь. По мнению верующих, святые, как и апостолы, считались посредниками между людским миром и Богом. Культ святого устанавливался канонизацией высшей церковной иерархией – епископами и митрополитами, после этого святым вели службы, а также в их честь сооружали храмы, где были доступны для почитания их мощи и иконы, об их жизни слагались жития, с подробной информацией об их деяниях [9].
Самыми первыми русскими канонизированными святыми стали Борис и Глеб – князья, убитые в 1015 году. Но канонизирование князей было в новинку для всей христианской церкви. Они сделали абсолютный выбор духовных ценностей перед всеми людскими благами. Своими смирением перед волей Божьей они предстают в «житие» посредниками между мирами, наделенными возможностью творить чудеса и исцеления. Культ почитания Бориса и Глеба на Руси имел очень большую популярность и остаётся таким по сей день. Далее на Руси были канонизированы многие князья, среди которых наибольшую популярность имели княгиня Ольга, Константин Муромский, Александр Невский.
Монахи и затворники составляют многочисленную группу русских святых. Второй из канонизированных отечественных святых Феодосий Печорский – остается образцом аскетической святости и в наши дни. «Житие Феодосия» было составлено Нестором.
Сергей Радонежский – один из самых почитаемый русских святых, именно с его именем связано продвижение нестяжательства и подвижничества иноков в миру. Своим духовным авторитетом он освятил на победу борьбу Руси против монгольского ига. Всем нестяжателям чуждо насилие, своим примером они несли в мир стремление гармонизировать духовное и материальное [4]. Начиная с XVIII века канонизация в России прекратилась и возродилась кратковременно при Николае II, а затем в конце прошлого столетия.
В Средневековом обществе низкий уровень жизни, постоянная угроза голода, войн, стихийных бедствий, эпидемий создавали беспрерывное ощущение страха, напряжения, полной беззащитности «Маленького» человека перед огромным внешним миром. В обществе, где жизнь человека подвержена стольким опасностям, а врачи были редки и практически недоступны для основной массы населения, при этом уровень медицины был чрезвычайно низок, святой превращается в «прибежище бедных». Все это, и горячая вера - вера в Бога, в чудо, в спасение, и любовь к святому, мистически окрашенная, и душевное тепло, доверительные ожидания и надежды, возлагаемые на святого поклонниками, прежде всего отчаявшимися и жаждущими помощи, вели к активному процветанию и развитию культа святых [7]. Именно эти условия, а вовсе не «легковерие» вызвали готовность средневекового человека верить «спасителям».
Внушение и самовнушение – древнейший метод в истории, который сейчас является основой психотерапии – вел, к тому, что очень легко формировалась вера в чудесное исцеление от рук святого. Впервые в работах З.Фрейда был подробно описан феномен исторической конверсии, в результате которого происходит переход от психологического к соматическому, и душевные травмы, переживания переходят в телесные недуги. Лечение этих недугов прекрасно поддается психотерапевтическому воздействию, которое и оказывают «святые» на людей. Жития святых содержат многочисленные примеры, описывающие болезни, в основе которых лежит чувство вины, предчувствие возмездия, которые с легкостью исцеляли святые.
В нашей стране в связи с гонением на христианскую религию в XX веке феномен временно утратил большое значение в духовной жизни граждан. И только во время духовного и религиозного ренессанса конца XX века и с возращением религии в поле общественной жизни можно проследить возвращение к прославлению святых, использование традиций их почитания и вынесение вопросов канонизации на государственный уровень.
В ходе анализа проблемы распространенности и значения культа святых в современном обществе нами было проведено анкетирование. Его цель – определить мнение современных молодых людей о культе «святых». В ходе анкетирования 50 студентов 1-2 курсов лечебного и педиатрического факультетов СГМУ им. В.И. Разумовского, исповедующих православие, ответили на ряд вопросов:
1. Знакомы ли вы с культом «святых»?
2. При своей болезни или болезни своих близких приходилось ли вам обращаться за помощью к «святым»?
3. К каким православным «святым» вы когда – либо обращались за помощью?
4. Совершали вы когда – либо обряд почитания мощей православных «святых»?
5. Считаете ли вы, что «святой», к которому вы обращались, помог вам, ответил на ваши молитвы?
Были получены следующие результаты:
30 человек многократно обращались за помощью к «святым» и считают, что получили помощь в ответ на молитвы. Чаще всего они обращались к Богородице, Николаю Чудотворцу, Матроне Московской, Святому Феодосию, Святой Ксении и Анастасии, Святому Луке.
Ни один человек из опрошенных ни разу не совершал обряд почитания мощей православных святых.
3 студентов считают, что обращались к «святым», но не получили то, о чем просили.
4 опрошенных, будучи знакомы с «культом святых», никогда не молились им.
13 студентов-медиков не знакомы с «культом святых» и никогда не обращались к святым за помощью.
Таким образом, «культ святых» – это религиозное явление, возникшее в эпоху раннего средневековья. Он представляет собой определенную систему практик и верований, в основе, которой лежит вера в чудесное исцеление от православного «святого», наделенного данной силой от Творца за соблюдение особой праведности, за подчинение святости в его мирской жизни. Культ святых не утратил своего значения и продолжает существовать и развиваться, переходит к молодым представителям нашего поколения. И сегодня верующие видят в святых образец праведности, настоящей святости. Святые выступают в роли защитников, к которым православный верующий готов обратиться в трудный момент за исцелением, и телесным, и духовным.
1.Амрахова Э.А., Живайкина А.А. Чума как явление средневековой культуры // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2012. – Т. 2. – № 11. – С. 855.
2.Арнаутова Ю.Е. Болезнь в картине мира средневековой народной культуры (Германия VI-XIII вв.): Автореф. канд. дис. М., 1993.
3.Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: МИФРИЛ, 1995.
4.Голубинский Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903.
5.Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М.1984.
6.Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве / Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека: Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. – Краснодар, 2013. – С. 65-70.
7.Ленцман Я. Происхождение христианства. М., Изд-во АН СССР, 1960.
8.Новикова Д.Е., Фадеев Д.А., Ермолаева Е.В. Роль католической церкви в средневековой Европе // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2015. –Т. 5. – № 12. – С. 1501.
9.Ранович А. Как создавались жития святых. М.: Госполитиздат, 1961.