Skip to Content

Проблема восприятия смерти и бессмертия

ID: 2017-01-4388-A-11566
Оригинальная статья (свободная структура)
СГМУ им. В.И.Разумовского

Резюме

Испокон веков проблема жизни, смерти и бессмертия волновала умы человечества. Культуры различных народов, религии и труды ученых и фолософов описывали данные проблемы и пытались найти им правильное решение. В настоящее время проблема смерти, жизни и бессмертия не потеряла своей актуальности.

Ключевые слова

Смерть, бессмертие, философия

Статья

Проблема восприятия смерти и бессмертия

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии.

Карпович Е.А, Донских Д.А.

Научный руководитель доцент, к.ф.н. Акимова Н.А.

Актуальность

Проблема смерти как конечного этапа жизни существовала с древности. Каждый философ выдвигал свое собственное мнение не только о проблеме смерти, но и о неразрывно связанных с ней проблемах жизни, бессмертия тела и души. Данная проблема последовательно развивалась не только в трудах философов, но и среди религиозных богословов, а также в культурных традициях различных народов. В современном мире данная тема ничуть не утратила своей актуальности, напротив, все больше и больше людей занимает вопрос: существует ли бессмертие, что происходит с душой и телом человека после смерти? В данной работе проанализированы взгляды различных  мыслителей, а также проведена оценка отношения к проблеме смерти среди молодых людей

Цель работы  - определить наиболее характерные убеждения относительно проблем танатологии для современных молодых людей через призму их религиозных взглядов.

Задачи:

1. Охарактеризовать проблему смерти и бессмертия в историко-философском контексте.

2. Проанализировать мнения современных студентов о проблеме жизни и смерти.

3. Проследить взаимосвязь личного понимания проблемы с характером религиозных убеждений.

Общая часть

Страх перед смертью заложен в человеке от природы. Он затрагивает  глубины человеческой психики. Многие философы пишут о том, что в различных культурах смерть переживалась по-разному. В некоторых эпохах страх смерти и вовсе отсутствовал. [2]

Для каждой культуры характерно определенное осмысление проблем жизни и смерти. Благодаря этому существует набор знаков, символов, определений и образов, с помощью которых и происходит осмысление данных проблем. Человек знает о факте смерти лишь некую часть, но он не может познать всю проблему полностью. Набор знаков, символов, определений и образов дает человеку возможность понять и более полно осмыслить и разобраться в данной проблеме, сформировать конкретное представление о существовании полноценной жизни перед лицом неминуемой смерти.

Китайцы относятся к смерти как к событию, не приносящему трагедию. По их мнению человек остается среди живых, но уже как усопший. Он переходит в другое состояние и не попадает в иной мир. [4]

В древнем Египте бессмертие обретали через мумификацию тела. А на случай, если мумификация не даст желаемого бессмертия, люди создавали подобие тела умершего – статую. Создатель статуи в древнем Египте считался «творящим жизнь», так как обеспечивал бессмертие. Создавая образ умершего, он даровал новую жизнь. [4], [5]

Особый интерес к смерти и процессу умирания проявляли не только египтяне, но и тибетцы. По их мнению, сознание продолжало жить после смерти. Тогда разделяли глубокую веру в то, что сознание продолжает жить после смерти. [3]

В древнегреческой философии широкое распространение получили мифологические взгляды, позволявшие понять и объяснить то, что происходит с душой человека после смерти. В античной мифологии одной из первых была сформулирована возможность проведения суда после смерти человека, на котором будут измерены все поступки человека, плохие и хорошие. Эти поступки в дальнейшем и определяют место дальнейшего постоянного пребывания человека.

По мысли Платона тело человека смертно. Но смертна ли душа? Этот вопрос так и остался без ответа. Платон считал душу бессмертной в связи с ее разумностью и связью с миром идей. Отличие души от материальных вещей заключается в том, что душа бессмертна и неизменна, дает жизнь телу. По его мнению, Богом был создана душа и космос, в котором находятся неподвижные звезды. Каждой этой звезде соответствует одна душа. Только та бессмертная душа, что достойно вела себя при жизни, после смерти своего тела может вернуться в обитель звезды, чтобы наслаждаться дальнейшей жизнью. А те бессмертные души, что вели себя недостойно, после смерти тела обретают новое тело – тело женщины, птицы или животного. [6]

Аристотель и его последователи придерживались мнения о божественном начале мира, позволившем людям, как особым формам бытия, развиваться, жить и умирать по собственным законам. Описывая душу, он придерживался мнения о том, что она придает организму целостность. Он считал, что душа смертна, как и тело, следовательно, бессмертия для души не существует. [6]

Демокрит, аналогично Аристотелю, бессмертия души не признавал. По его мнению, важен и существенен лишь материальный мир, который мы воспринимаем с помощью органов чувств, и наполнен он лишь пустотой и атомами, и из них и состоит душа. После смерти она распадается на мельчайшие частицы и перестает существовать. Однако жизнь все-таки не заканчивалась смертью, ведь атомы нерушимы, они могут войти в состав новой души. [6]

Точка зрения Эпикура заключалась убеждении о существовании у человека ощущений, благодаря которым он способен воспринять и оценить окружающий его мир. По его мнению, смерть заключается в лишении ощущений, то есть человек утрачивает возможность воспринимать мир вокруг него. Поэтому Эпикур придерживался мнения о том, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Это не отменяло сам факт смерти, но заставляло перестать думать о ней.

В европейской философии Нового времени случился огромный переворот в осмыслении проблемы смерти. Философы того времени отождествляли Бога, мир и природу. Данные взгляды нашли отражение в работах Б. Спинозы, Гете, Г. Гегеля. В их работах основное внимание было уделено жизни. Смерть преодолевалась способом отчуждения от смерти, сосредоточения на проблемах земного мира. Смерть стала напоминанием о несовершенстве человеческого организма, закономерным завершением жизни. [8]

Проблема смерти нашла свое отражение в научных трудах таких европейских философов как Ницше, Кант, Больнов. Кантом были опровергнуты все убеждения о бессмертии души, воскрешении, воздаянии за грехи, разработанные религиозными богословами, так как все они противоречили друг другу. Тем не менее, Кант считал необходимым для каждого вести себя так, будто после смерти нас ожидает другая жизнь, и все прижизненные поступки и моральный облик человека найдут отражение в жизни после смерти. Его работы оказали большое влияние на философию 19-20 веков. [6], [7]

В рамках иррационалистической традиции стоит отметить работы Шопенгауэра, полагавшего, что смерть – главная цель жизни, ее тень лежит на жизни. Только человек может полностью осознать и принять момент смерти, этим мы отличаемся от животных.

Шопенгауэр решительно отвергает идею личного бессмертия. Более того, считает, что настаивать на вечности самого себя все равно, что укреплять заблуждение. Ведь каждый индивид не что иное, как «частная ошибка», «ложный шаг», «концентрация случайности», что-то такое, чему лучше вовсе не быть.

В целом до 20 века имел место рационалистический подход к пониманию смерти и только в начале 20 века возникло новое иррационалистическое течение – экзистенциализм. Экзистенциалисты говорили об особой трагичности смерти, не устраняемой даже самой оптимистичной философией. Немецким философом О. Больновым было выделено 4 типа отношения к смерти: как к закономерному итогу жизни,  внешнему по отношению к жизни событию,  всегда преждевременному событию, смыслообразующему событию. Он показывает, что только последний тип является экзистенциально подлинным.

Практическая часть

Материалы и методы исследования

С целью реализации поставленных задач было проведено исследование методом социологического опроса, в котором приняли участие студенты СГМУ им. В.И. Разумовского и студенты СГТУ им. Ю.А. Гагарина 18-22 лет. В числе опрошенных 75,7% - женщины, а 24,3% - мужчины. (рис.1). Общее число опрошенных – 173 человека.

Результаты

По нашему мнению, в исследовании проблем танатологии важно указать на характер вероисповедания людей, их отношение к проблеме смерти и бессмертия с точки зрения религиозности. По результатам исследования было выявлено, что среди опрошенных 51% исповедует христианство, 17% - ислам, а 32% относят себя к атеистам. (рис.2)

Мнение студентов, участвовавших в исследовании, относительно существования бессмертия разделились: 30% опрошенных считают, что бессмертия вовсе не существует, 10% затруднялись в выборе ответа, а остальные 60% выбрали различные пути, которыми, по их мнению, можно достичь бессмертия.  Бессмертие через гены потомства – 23%, , бессмертие путем растворения тела и духа во вселенной, космосе, вечный круговорот материи – 16%, бессмертие через прижизненное творчество – 20%, а бессмертие через достижение «измененных состояний сознания» - 1% опрошенных. Никто из респондентов не выбрал вариант ответа, что бессмертие достижимо «через мумификацию тела».

Рис. 3. Отношение опрошенных к проблеме бессмертия (%)

Респондентам было предложено оценить различные высказывания относительно проблемы жизни и смерти, характерные для  разных религиозных убеждений (рис. 4). Мы предлагали выбрать наиболее близкое убеждение, каждое из которых сочетало в себе основные понятия о данной проблеме, описанные в определенной религии:

1.     Бессмертие возможно через воскрешение. Самоубийство осуждается. Существуют понятия "Рай" и "Ад". (христианство)

2.     Земная жизнь высоко ценится, самоубийство категорически запрещено. В один "Последний День" все будет уничтожено, умершие воскреснут и предстанут перед судом, каждый получит то, что заслужил. Существуют понятия "Рай" и "Ад". (ислам)

3.     Самоубийство бессмысленно, как и цикл перевоплощений жизнь - смерть. Единственный выход постичь бессмертие - нирвана. (буддизм).

14% опрошенных согласны с пониманием проблемы жизни и смерти, представленном  в христианской религии, 33%  выразили согласие  с тем, что высказывается в исламе, 52% отметили убеждение, принятое для атеистов, и 2% согласны с буддистскими представлениями о жизни и смерти.

Рис. 4 отношение опрошенных к пониманию проблемы смерти в различных религиях.

На сравнительной диаграмме (рис. 5) показаны варианты выбора респондентов, исповедующих различные религии (в абсолютных числах).

Из христиан:

1.        24 респондента согласны с проблемами жизни и смерти, принятыми для христианской религии

2.        27 – для ислама

3.        34 – характерные для атеизма

4.        0 – для буддизма

Из мусульман:

1.                    0 респондентов выбрали позиции, обозначенные в христианстве и буддизме

2.                    27 – в исламе

3.                    2 – в атеизме

Из атеистов:

1.                    0 респондентов выбрали позицию, обозначенную в христианстве

2.                    5 – в исламе

3.                    49 – в атеизме

4.                    2 – в буддизме

Рис.5 Сравнительное распределение респондентов по выбранной религии и по убеждениям относительно проблем жизни и смерти в различных религия.

Кроме этого респондентам было предложено оценить суждения о диалектической взаимосвязи жизни и смерти. 27% опрошенных считают, что жизнь и смерть в равной мере уравнены, мир жизни и мир смерти равноценны, хотя и разделены чертой; жизнь после смерти происходит через воскрешение. 11%  полагают, что истинно учение о переселении душ, после смерти душа может принять оболочку и человека, и животного, и растения, и др. 52% от общего числа опрошенных считают, что нужно думать о жизни, а не о смерти; и 10% согласны с утверждением о необходимости романтизации смерти, которая является вызовом жизни и конечной целью жизни.

Рис. 6 Какая философская позиция Вам наиболее близка?

Обсуждение

Молодые люди, исповедующие ислам, точно отличают понимание жизни и смерти в рамках исповедуемой ими религии, в отличие от респондентов, исповедующих христианство, буддизм. Возможно, это связано со строгими нормами воспитания, существующими в мусульманских семьях, в том числе и относительно религиозных убеждений. Респонденты, относящие себя к атеистам, выбирали в основном суждение, характерное для атеистов, из чего следует, что они также четко обозначают понятия жизнь, смерть и бессмертие.

Достаточное количество респондентов выбрали суждения, не соответствующие пониманию проблемы жизни и смерти в их религии. Полагаем, что это связано с нестрогим религиозным воспитанием и свободой взглядов в демократическом современном обществе.

Таким образом, выбранная респондентами религия и выбранное утверждение о проблеме жизни и смерти, относящееся к определенной религии, не совпадают между собой.

Выводы

1.     Изучив теоретический материал, мы можем сделать вывод о том, что проблема смерти впервые появилась еще в древнегреческих, древнеегипетских и древнекитайских трудах философов. Данная проблема последовательно развивалась с течением времени. Понимание проблемы смерти сложилось на основе культуры древних народов. Именно это дало начало трудам философов. Проблема смерти остается актуальной и в современном мире.

2.     Мнения философов о проблеме бессмертия расходились. Одни считали, что бессмертие возможно через мумификацию тела, другие – через творчество, третьи – с помощью передачи генов потомству или путем растворения в космическом пространстве, а иные считали, что бессмертия вовсе не существует. В настоящее время количества имеющихся фактов и данных о проблеме бессмертия недостаточно, чтобы сформировать правильное и точное ее понимание. Поэтому мы считаем, что проблема бессмертия найдет свое отражение еще во трудах многих философов и ученых.

               3. Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что в современном обществе мнение относительно проблем жизни и смерти зависят не от того, к какой религии причисляет себя человек, а от собственного мироощущения и понимания данных проблем. Во всех религиях схожий взгляд на проблемы жизни и смерти, бессмертия.

Литература

1.     Статья «Медицинская танатология» / Материалы 78-й Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Молодежная наука и современность», посвящённой 78-летию КГМУ и 80-летию со дня рождения члена-корреспондента РАМН, профессора А.В. Завьялова. 17-18 апреля 2013 года. В 3-х частях. Часть III – Курск: ГБОУ ВПО КГМУ, 2013. – 353 с.

2.     Демичев А. С. Дискурсы смерти. Введение в философскую танатологию. СПб., 1997. С. 83

3.     Рязанцев С.В. Танатология — наука о смерти. -  М.: Восточноевропейский институт психоанализа, 1994. – 384 с.

4.     Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). — М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. – 192 c.

5.     Э.А. Уоллис Бадж, Египетская книга мертвых. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 768 с.

6.     История философии: Запад - Россия - Восток (книга четвертая: Философи XX в.). 2- изд. - М.: «Греко-латинский кабинет»®Ю. А. Шичалина, 2000. - 448 с.

7.     Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. - ТОО ТК "Петрополис", 1994. - 336 с.

8.     Современная западная философия: Учеб./А.Ф. Зотов.— 2-е изд., испр.— М.: Высш. шк., 2005.— 781 с.

Рисунки

<p> Рисунок 1|2</p>
Рис.1. Распределение респондентов по полу. Рис.2. Распределение респондентов по характеру вероисповедания.
<p> Рисунок 3,5</p>
Рис.3. Отношение опрошенных к проблеме бессмертия (%). Рис. 5. Сравнительное распределение респондентов по выбранной религии
<p> Рисунок 4, 6</p>
Рис. 4 отношение опрошенных к пониманию проблемы смерти в различных религиях.Рис. 6Какая философская позиция Вам наиболее близка
0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика