Психология и церковь, наука и религия, священник и психолог, исповедь и рассказ о глубинных переживаниях сознания – тема сопоставления этих понятий возникает постоянно в самом разном контексте. Это актуально уже потому, что несмотря на уход в прошлое противостояние психологии и церкви, священнослужители и богословы по-прежнему относятся к психологии отрицательно
Фыряев А.
Христианская исповедь и психотерапевтическая беседа: сравнительный анализ
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
В христианстве, исповедь является одним из регламентированных церковными канонами таинств. Исповедь в таинстве покаяния представляет собой признание верующим грехов перед Богом в присутствии священника. Она может совершаться в форме вопросов священника и ответов кающегося. Очень распространенной формой исповеди является свободная беседа со священником, в ходе которой исповедующийся без наводящих вопросов рассказывает о совершенных грехах. Священник при этом слушает исповедь молча или при необходимости делает краткий комментарий. Исповедь не должна превращаться в подробный рассказ об обстоятельствах, при которых был совершен тот или иной грех.
В исповеди обязательно присутствует психотерапевтический компонент. Священник при ее проведении должен подобрать слова утешения, совета, построить свой разговор так, что в нем уже будет определенный момент психотерапии. Но психотерапевт не может заменить священника, потому что исповедь - это, прежде всего таинство, в котором человек общается с Богом, испытывает глубокое покаяние, глубокие духовные переживания [3, 6].
Не каждый человек понимает и принимает религиозную сферу жизни, следовательно, не выберет исповедь в качестве способа решения своих духовных проблем. Подобному человеку следует обратиться к методам психотерапии, одним из которых является беседа.
Психотерапевтическая беседа представляет собой основной метод получения информации, а также источник и способ познания и осознания психологических явлений, основанный на вербальном общении психотерапевта с пациентом.
Психотерапевтическая беседа может быть по направленности содержания свободной, построенной по типу исповеди, и структурированной конкретными задачами. Соответственно, она выполняет коммуникативную, диагностическую, информативную и лечебную функции.
В ходе беседы психотерапевт не пытается заставить пациента принять его точку зрения, он стремится завоевать доверие пациента, чтобы тот мог более непринужденно высказывать свои переживания, сомнения и мысли, не опасаясь критики.
Психотерапевт является важнейшим источником сведений о характере, причинах заболевания, методах лечения и перспектив выздоровления, необходимых пациенту, особенно на первом этапе лечения. Эффективность беседы может понижаться, если предоставляемый пациенту материал слишком сложен для понимания. Пациент, как правило, запоминает лишь часть беседы и нередко неверно ее интерпретирует. Иногда сам способ постановки вопросов пациенту таков, что уже содержит необходимый ответ в самом вопросе. В некоторых ситуациях психотерапевт своими вопросами невольно направляет пациента, что приводит к тому, что больной сообщает лишь определенные сведения, и в результате многие аспекты остаются невыясненными. Для психотерапевта важно путем обратной связи добиться взаимопонимания с пациентом в обсуждаемых вопросах [1, 8].
После осознания пациентом связи между симптомами и психологическими факторами, способствующими развитию заболевания, предметом беседы становятся психологические проблемы, переживания и отношения личности. Важным элементом психотерапевтической беседы является обсуждение с пациентом его усилий, трудностей и успехов в поэтапном изменении способов переживания и поведения.
Таким образом, исповедь - одно из семи таинств, во время которой верующий человек осознает свои грехи и раскаивается в них. Ее главное условие - искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение человека исправить свою жизнь. Тем самым, можно сравнивать только пастырскую работу с работой психолога или психотерапевта, оставляя в неприкосновенности само таинство, а также личностные характеристики священника и психотерапевта: естественность, гармоничное сочетание своих чувств и профессиональных качеств, внимание как настроенность на другого человека, как способность слышать. Кроме того, необходимо внимание к себе как специалисту: духовное руководство для каждого священнослужителя и супервизия, индивидуальная терапия для психотерапевта.
Исповедь и психотерапевтическая беседа должны быть добровольными. Они могут дополнять друг друга. Психотерапия помогает снять внутренние барьеры на пути к исповеди, а исповедь, поможет сделать шаг в решении той жизненной проблемы, которой была посвящена психотерапия. Помощь священника и работа психотерапевта во многом сходны. Это сходство определяет перспективы их сотрудничества, главное и принципиальное же их отличие заключается в конечной цели деятельности [4, 5].