Skip to Content

Психологические основания власти

ID: 2017-06-4451-A-14649
Оригинальная статья (свободная структура)
СГМУ

Резюме

В данной статье рассматривается проблема власти и психологические основания власти.

Ключевые слова

Власть, стремление к власти, инстинкт

Статья

       

Психологические основания власти

Рамазанов Э.Н.

Научный руководитель: асс. Чебан А.Г.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

        Власть можно определить как возможность и способность навязать свою волю, доминировать, оказывать давление и воздействие на других людей, даже несмотря на их сопротивление. Она является общественно необходимым условием управления и необходима, прежде всего, для организации общественного производства.

        Английский философ Б.Рассел в своем интервью Вудро Уайэтт в 1959 году предположил: "Исходные импульсы, в результате которых у людей появилось желание обладать властью, приходятся на периоды голода в человеческой истории, когда люди хотели быть уверенными в том, что у них будет пища и они не умрут, а это требовало власти". [2]

         Философы неклассической эпохи рассматривали власть на более глубоком философском уровне и не связывали её источники и реализацию с проявлением осознанных действий рационального и автономного субъекта. Одним из первых подобную идею высказал Фридрих Ницше: "Безличная сила «воли к власти» лежит в основании существования, познания мира, будучи «волей к истине», оказывается формой проявления неразумного полифункционала «воли к власти»". [3] Таким образом, власть по Ницше следует понимать как иррациональную психологическую силу, присущую каждому человеческому существу. При этом великий философ выделял два кардинально отличных друг от друга способа выражения этой силы: активный и реактивный. Первый способ – признак благородства духа, настоящего господина себя. Второй способ является следствием движимого рессентиментом (т.е. духом зависти, досады и мести) стремления обезопасить себя за счёт подавления других. Поясним это следующим образом. Ни для кого не секрет, что у каждого человека хоть раз в жизни появлялось желание быть на высоте, чувствовать свое преимущество над окружающими, пытаться управлять человеком, доминировать, и, таким образом, получать удовольствие от этого процесса. Но эта воля к силе и преимуществу может реализоваться двумя диаметрально противоположными друг другу образами: человек может преуспеть в какой-то созидательной деятельности, благодаря чему способен делать что-то лучше остальных и в силу этого стремиться использовать свои возможности во благо других людей; и наоборот: неуверенная в себе и ни к чему не способная личность может стараться при помощи власти поднять свою самооценку. Например, врач, имеющий немалый опыт в медицине и занимающий положение выше, чем студенты или молодые врачи, обучает их и тем самым приносит пользу людям с помощью этой власти; другая же личность, понимая свою ничтожность, хочет компенсировать это ощущение, навязывая свою волю другим, демонстрируя их ошибки или же демонстрируя их недостатки. В данном случае, чтобы ощутить свою мощь и власть, этой личности необходимо унизить других, чтобы чувствовать себя выше других, иначе она будет беззащитной и уязвимой.

         Яркий пример двух разных способов осуществления  власти показывает нам мультфильм «Король лев». Два льва, два брата, один из них Король. Король разговаривая с сыном, дает ему понять что власть – это когда ты заботишься о каждом, что надо оберегать каждое живое существо в этом мире, ведь это его царство, и Король должен его беречь. Его брат тоже стремится к власти и добивается этого, подчиняя себе всех, чтобы властвовать над ними и использовать их в своих целях. И это привело к разрухе и уничтожению царства.

         По мнению психологов, люди, стремящиеся к доминированию над другими, в детстве сами попадали под отрицательное влияние окружающих, в основном родителей, испытывали к себе несправедливое и пренебрежительное отношения.

         Стремление к власти, как социальное явление, сформировалось у людей еще тысячелетия назад в процессе эволюции. На это обращали внимание А. Адлер, Ф.Ницше, Б. Рассел, Э. Фромм и многие другие философы и психологи. Адлер считал, что стремление к власти есть основная движущая сила поведения и деятельности человека с самого раннего детства. Э. Фромм в свое время утверждал, что человек стремиться к власти, чтобы избежать одиночества. Субъект власти по Э. Фромму находится в полной зависимости от индивида, которым владеет. Ему нужен человек, который принадлежит ему, и, владея им, он ощущает свою собственную силу. По мнению Фромма, не сила предопределяет стремление к доминированию, а слабость, неспособность человека противостоять самому себе и действию извне.

          Следует отметить, что у стремления к власти имеются биологические предпосылки. Биологическая гипотеза стремления к власти опирается на то, что у человека как биологического существа на генетическом уровне уже заложен инстинкт агрессивности, необходимый для выживания в борьбе за существование. Французский политолог М. Марсель считает, что власть не является специфичной для человека, а определяется биологической основой, общей для всех животных. С биологической точки зрения стремление к власти такое же примитивное, как секс и голод. Следовательно, можно сделать вывод, что стремление к власти сформировалось у организмов миллионы лет назад, а у "человека разумного" в ходе эволюции оно еще более усовершенствовалось. Если опираться на существующие факты и доводы, то можно с уверенностью сказать, что немалую роль в развитии наших предков сыграл механизм стремления к власти в борьбе за существование и именно благодаря ему человеческий род вышел из этой сверхконкурентой агрессивной эпохи победителем.

          В заключение следует сказать, что, не смотря на то, что стремление к власти как доминированию у людей инстинктивно, в современном цивилизованном обществе такая форма поведения не приветствуется. Поэтому это желание доминировать необходимо контролировать с помощью человеческого разума. Для того, чтобы уменьшить свою подверженность данному инстинкту, нужно развивать внутреннюю уверенность, стремиться к самодостаточности, которая заключается в умении справляться с любыми обстоятельствами, а при необходимости не стесняться обращаться за помощью к людям, которые реально смогут помочь.

Литература

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп.тт. М.: Терра, 2001, с.756

2. Бертран Рассел. Интервью 1959 года: Власть.                                                                                        http://www.golubinski.ru/socrates/russel_vlast.html.

3. Ницше Ф. Воля к власти. М.: Культурная Революция, 2005.

4. Кожев А. Понятие власти. М.: Праксис, 2007. - 182с     

5. Болл Т. Власть // Полис.1993. № 5

3.5
Ваша оценка: Нет Средняя: 3.5 (2 голоса)



Яндекс.Метрика