Skip to Content

Особенности ветвления внечерепных ветвей лицевого нерва у взрослого человека

ID: 2017-12-6-A-16762
Оригинальная статья
ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет Минздрава России

Резюме

При поражении лицевого нерва развивается асимметрия лица, заметная в покое и усиливающаяся при мимических движениях, ведущая к значительному снижению качества жизни и инвалидности. Морфологическое исследование вызвано необходимостью уточнения топографо-анатомических взаимоотношений нерва с окружающими структурами при хирургических вмешательствах в области головы и шеи. Цель: определить углы расхождения внечерепных ветвей лицевого нерва у взрослого человека. Материал и методы: 9 вариантов лицевого нерва взрослых мужчин, полученных в результате препарирования комплекса голова-шея, фиксированного в 10% растворе формалина трупного материала. Измерения углов ветвления провели на фотографиях с помощью транспортира. Результаты: рассыпной тип ветвления был только у 1 человека, а в остальных вариантах – магистральный тип ветвления лицевого нерва. Углы ветвления в 8 вариантах колебались в пределах от 4 до 14° , с наибольшим значением между щечной и скуловой ветвями. Максимальный угол, тоже щечно-скуловой ветви, составил 20°. Заключение: у взрослых людей выявляется относительное постоянство угловых параметров внечерепных ветвей лицевого нерва, что дает возможность более точного и быстрого нахождения ветвей при оперативных вмешательствах в области головы и шеи. Не выявлены различия в угловых величинах правой и левой сторон. Обнаружены различия в количестве вторичных ветвей. Мы считаем, что анастомотические связи лицевого нерва с ветвями тройничного и шейного сплетения непостоянны.

Ключевые слова

лицевой нерв, препарирование, углы ветвления

Введение

Поражение лицевого нерва ведет к периферическому параличу или парезу иннервируемых им мышц. При этом развивается асимметрия лица, заметная в покое и усиливающаяся при мимических движениях, ведущая к значительному снижению качества жизни и инвалидности [1, 2]. Седьмая пара черепных нервов человека – лицевой нерв, – и один из самых крупных. Его морфология сложна и недостаточно изучена. Сведения в литературе об анатомо-топографических особенностях лицевого нерва и взаимоотношений его ветвей между собой, с окружающими тканями и анастомотические связи с ветвями других черепных нервов отличаются разноречивостью [3, 4]. Морфологическое исследование вызвано необходимостью обоснования оперативных доступов при хирургических вмешательствах в области головы и шеи, а также анатомического подтверждения клинического течения и лечения паралича и пареза лицевого нерва, а также посттравматических невритов.

Цель

определить углы расхождения внечерепных ветвей лицевого нерва у взрослого человека.

Материал и методы

Исследование выполнено на фиксированном трупном материале 6 взрослых людей мужского пола. Фиксацию трупа проводили в течение длительного времени по традиционной методике 10% раствором формалина с предварительной инъекцией кровеносного русла через магистральные сосуды. 3 комплекса голова-шея препарированы и с правой, и с левой стороны. 3 комплекса голова-шея препарированы только с правой стороны. В итоге получили 9 вариантов лицевых нервов.

Препарированием последовательно были выделены все ветви внечерепного отдела лицевого нерва – «большая гусиная лапка». Поиск ветвей начинали с шейной ветви и, дойдя до ствола лицевого нерва, постепенно убирая фрагменты околоушной слюнной железы, выделяли остальные ветви. Приоритетное право оказалось у шейной ветви по причине вскрытого сосудисто-нервного пучка шеи, в котором через сонную артерию осуществляли инъекцию раствора формалина при фиксации трупа. То есть мышцы шеи были обнажены и поиск шейной ветви не вызывал затруднений. Достаточно было, начиная препарировать подкожную мышцу, отогнуть ее край и на внутренней поверхности мышцы четко определяли ветвь лицевого нерва. Затем была проведена фотосъемка (фотоаппарат Nikon D5100). На фотографиях через каждую ветвь лицевого нерва проводили прямые линии до их пересечения (в проекции шилососцевидного отверстия), т.е. соответственно делению лицевого нерва. Измерения углов между ветвями провели с помощью транспортира.

Результаты

Ствол лицевого нерва от начала отхождения от него шейной ветви и до выхода его из шилососцевидного отверстия у всех исследованных нами комплексов голова-шея взрослого человека лежал позади от наружной сонной артерии и наружной яремной вены. Из 9 вариантов лицевых нервов нам встретился магистральный тип ветвления нерва в 7 случаях, а рассыпной только у 1 человека, где были препарированы обе стороны области головы и шеи. При магистральном типе ветвления все лицевые нервы были достаточно длинными и распадались на 2 ствола: верхний и нижний, которые впоследствии делились на 3 и 2 группы ветвей соответственно. В процессе препарирования у 2 людей, где были выделены ветви лицевого нерва с правой и левой стороны мы обнаружили различия в количестве ветвей, особенно от верхнего ствола. От него отходили в одном варианте: 2 височные слева и 3 – справа, 3 скуловые слева и 2 – справа, и по 2 щечные ветви. В другом случае: также – 2 височные – слева и 3 справа, а скуловых и щечных ветвей было по 2 с обеих сторон. В случаях непарных препаратов от 3 разных людей, среди которых были 2 правые половины и 1 левая половина комплекса голова-шея мы обнаружили: височные правые ветви по 1 и 2, соответственно, скуловых – 2 и 3, щечных – по 2. В случае левой половины: височных ветвей было 3, скуловых 2 слева и щечная ветвь была 1. От нижнего ствола, во всех случаях магистрального ветвления, отходили единичные ветви – краевая нижней челюсти и шейная. В одном случае с непарного комплекса левой стороны было заметно разделение краевой ветви на 2, за 1 см до вступления в мышцу. В случае рассыпного ветвления четко прослеживались все 5 ветвей «большой гусиной лапки». Они были короткими и практически одинаковыми по диаметру, быстро распадаясь на вторичные ветви. Височная делилась на 3 ветви, скуловая тоже на 3 ветви, щечная 5 ветвей, а краевая нижней челюсти и шейная были также единичными, как и в случае магистрального ветвления. Необходимо отметить, что все углы между ветвями не превышали 14°. За исключением одного варианта, где щечно-краевой угол составил 20°. Величина скуло-височного угла колебалась от 6 до 9°. Щечно-скуловой угол имел размеры от 4 до 7°. Щечно-краевой угол оказался самым большим – 12–14°. Шейно-краевой угол составил 5–6°. Причем из названных величин меньшее значение соответствовало рассыпному ветвлению лицевого нерва. Среди препаратов, где измерения проводили с двух сторон, значения измерений совпали, что позволяет говорить о симметричности ветвления лицевых нервов. Между вторичными ветвями размеры углов при всех видах ветвления составляли 4–5°.

В процессе препарирования нами обнаружены 2 анастомоза лицевых нервов с ветвями тройничного нерва и шейного сплетения. В одном случае мы наблюдали анастомоз между щечной ветвью лицевого нерва и подглазничным нервом, являющегося ответвлением верхнечелюстного (вторая ветвь тройничного нерва). Нерв, отходящий от «малой гусиной лапки» был изолированной соединительной ветвью, среди 5-и обнаруженных у данного индивидуума. В другом случае анастомозировали шейная ветвь лицевого нерва и поперечный нерв шеи – кожная ветвь шейного сплетения. В данном случае четко определялось основное распределение нервных волокон к коже шеи от поперечного нерва и от него же тонкая анастомотическая ветвь к шейной ветви лицевого нерва.

Обсуждение

Лицевой нерв имеет сложную индивидуальную топографию, но, тем не менее, можно выделить ряд характерных особенностей взаимоотношения его ветвей с костными структурами черепа и мышцами [5, 6]. Независимо от варианта ветвления лицевого нерва височные ветви идут всегда в направлении вверх и вперед, пересекая скуловую дугу, к передней и верхней ушным мышцам, к лобному брюшку надчерепной мышцы и к круговой мышце глаза. Скуловые ветви расположены над выводным протоком околоушной слюнной железы, достигают скуловой и нижней части круговой мышцы глаза, а также мышц носа и верхней губы. Щечные ветви расположены ниже выводного протока околоушной слюнной железы. Они более многочисленны по сравнению с предыдущими ветвями. Углы ветвления не превышают в этой группе 9°. Краевая ветвь нижней челюсти, выйдя из-за угла нижней челюсти, достигает мышц подбородка и нижней губы, пересекая при этом лицевую артерию и вену. Шейная ветвь является самой нижней ветвью лицевого нерва, она иннервирует подкожную мышцу шеи, отдавая ей основную массу волокон, а также иннервирует часть грудинно-ключично-сосцевидной мышцы. Наибольший угол ветвления у лицевого нерва мы наблюдали только между щечной и краевой ветвями. Выявленные 2 анастомоза подтверждают связи лицевого нерва с тройничным и шейным сплетением. Другие анастомозы, описываемые в литературе – между скуловыми ветвями лицевого и подглазничным нервом, между щечным лицевого и щечным тройничного, между краевой лицевого и подбородочными тройничного [7] нами не выявлены, что может свидетельствовать о непостоянстве этих анастомозов.

Заключение

Таким образом, при исследовании препаратов комплекса голова-шея взрослых людей выявляется относительное постоянство угловых параметров внечерепных ветвей лицевого нерва, что дает возможность более точного и быстрого нахождения ветвей при оперативных вмешательствах в области головы и шеи. Не выявлены различия в угловых величинах правой и левой сторон. Обнаружены различия в количестве вторичных ветвей, даже у одного человека при препарировании обеих сторон. Мы считаем, что анастомотические связи лицевого нерва с ветвями тройничного и шейного сплетения непостоянны. Зачастую факт наличия этих анастомозов может проявиться клинически при повреждении ветвей лицевого нерва, когда при выраженных парезах или параличах отмечаются локальные нарушения чувствительности. Изучение такого важного черепного нерва как лицевого, изменяет устоявшиеся принципы его препарирования. Связано это с особенностями топографических взаимоотношений ветвей лицевого нерва между собой и с окружающими анатомическими структурами человека.

Конфликт интересов. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов.

Литература

  1. Никифоров А.С. Клиническая неврология М., 2002: 234.
  2. Gelashvili OA, Sreseli AG, Dulcina MN. Features dissection of the facial nerve in fetuses of human. ΙΙ International Scientific Conference «Global science. Development and novelty», Paris, 2016; Collection of scientific papers on material International Scientific Conference June 15, 2016; Ed.SIC «LJornal» 2016: 84.
  3. Михайлов С.С. Анатомия человека: учеб. для мед. вузов. М.: Медицина 1973: 584.
  4. Одноралов Н.И. К вопросу о морфологии нервных стволов. Труды VI всесоюзного съезда анатомов, гистологов и эмбриологов. Харьков 1961; I: 270–287.
  5. Гелашвили О.А., Дулкина М.Н., Михасек О.В. Клиническая анатомия лицевого нерва. Морфология 2016; 149 (3): 62.
  6. Лобко П.И. Представления о структурно-функциональной организации отдельных черепных нервов. Морфология 2004; 4: 69.
  7. Калиниченко В.М. Топографо-анатомические особенности ветвей подбородочного и лицевого нервов в губах человека. Морфология 2006; 5: 49.
0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика