Skip to Content

Социально-ролевые факторы профессионального выгорания врача

ID: 2018-03-2164-A-16834
Оригинальная статья (свободная структура)
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Резюме

В статье рассматривается проблема профессионального выгорания в медицине, исходя из социально-ролевой трансформации статуса врача в настоящее время. Определены факторы, влияющие на формирование синдрома профессионального «выгорания», такие как падение престижа профессии, образ врачей, формируемый масс-медиа.

Ключевые слова

профессиональное выгорание, профессиональное взаимодействие, врач, пациент

Статья

На современном этапе развития российского общества и здравоохранения на врача действует множество социальных стрессоров, и в то же время растут требования, предъявляемые к его профессионализму. Однако далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний [1].

По современным данным, высокая степень эмоционального выгорания отмечается у 49,7 % врачей первичного звена [2]. Кроме того, проблема эмоционального выгорания затрагивает всё более молодых специалистов, что, в первую очередь, связано с большой ролевой нагрузкой. Признаки эмоционального выгорания, истощения впервые начинают появляться уже в возрасте 30 до 40 лет, когда частично утрачивается интерес к работе, деформируется отношение с пациентами и коллегами, негативно оцениваются собственные успехи, достижения [3].

Кроме того, что профессиональное выгорание разрушает личность и здоровье самого врача, следует отметить, что оно также отражается и на пациентах. Вследствие выгорания врач теряет интерес к больному и происходит снижение качества медицинского обслуживания. Выгоревший специалист выполняет работу механистически, формально, снижается качество его взаимодействия с пациентом.

Однако в России профилактике эмоционального выгорания пока уделяется недостаточное внимание. Между тем ущерб от этой проблемы, если ее не решать, составляет в среднем 4% валового национального дохода страны. Потому что вначале появляется просто психосоматический компонент, а потом к нему присоединяются и различные психогенные реакции, которые ведут к разрушению личности и здоровья специалистов, на которых затрачены большие деньги и масса времени.

Таким образом, проблема «эмоционального выгорания» является актуальной и помимо научного интереса представляет также большую практическую значимость. Более детальное исследование данного вопроса на практике позволит разработать программу мероприятий, направленных на укрепление здоровья и уменьшение ролевой напряженности у медицинского персонала, и как следствие, повышение эффективности профессионального взаимодействия и лечебного процесса.

Если ранее врач воспринимался пациентом, как сакральный носитель сокровенного знания и то, что говорил врач воспринималось как абсолютная истина и не подвергалось ни малейшему сомнению, то в настоящее время ситуация несколько изменилась. Пациенты по-прежнему уверены в том, что за их здоровье отвечает в первую очередь врач, но при этом вся информация, полученная от доктора, подвергается пациентами сомнению. Уровень доверия врачу в настоящее время значительно снижен.  И поэтому, как отмечают Шишкин С.В., Бесстремянная Г.Е., Красильникова М.Д. сами врачи отмечают, что повышается уровень требований к ним со стороны пациентов [4].

Врачи признают, что в последние годы, главным образом, благодаря Интернету, растет общая осведомленность пациента о своей болезни. Однако Геращенко Л.И. и Крещик А.В. в своей работе указывают, что, несмотря на то, что специализированная информация становится доступной большим слоям населения, это формирует лишь «ложную медицинскую грамотность» [5]. Порой пациенты слепо доверяют Интернету и рассматривают врача просто как механического исполнителя тех рекомендаций, которые представлены в Интернете [6]. Врачи, в свою очередь, всё чаще сталкиваются с необходимостью убеждать пациентов в целесообразности назначенного лечения и расценивают такие ситуации как результат отсутствия прежнего уважения граждан к медикам.

Кроме того, многие врачи видят в качестве причин нарастания напряженности во взаимоотношениях с пациентом политику средств массовой информации, которые, глубоко не вникая в ситуацию, вольно или невольно нагнетают еще больше и так высокий уровень напряженности в отношении граждан к медикам. Грещенко Л.И. И Крещик А.В. отмечают, что сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда СМИ формируют негативный образ врача, «профессия теряет свое лицо». Авторитет врача снижается и формируется его негативный образ в общественном мнении. Этому способствует популяризация отдельных эпизодов врачебных ошибок, коррупции в системе здравоохранения. В результате создается фантом в массовом сознании, который с одной стороны «занижает» роль врача, с другой предъявляет завышенные требования к профессионализму, этичности, ответственности за решения.

Исторически предписанный высокий статус врача, который достигается личными усилиями и результатами длительного обучения, требует от личности больших физических и душевных затрат, а также осознания ею реальной полезности своих социальных функций для общества. Однако идеализированные ожидания от работы и жизни в целом, а также чрезмерное стремление к доказательству собственной ценности – это и есть фактор эмоционального выгорания. Характер отношения к профессии начинает меняться в зависимости от того, насколько совпадают ожидания врачей от профессиональной деятельности с ее реалиями. Таким образом, недооценка ролевого статуса врача, утрата значения важной миссии врача в современном обществе вступает в конфликт с попытками врача доказать свою ценность, с чего и начинается процесс профессионального выгорания. Anthony L. Back; Karen E. Steinhauser в своей работе указывают на то, что выгорание не начинается с ощущения усталости, циничности и неэффективности – триады, определенной в эмпирических исследованиях. Эта триада является кульминацией выгорания. Начало выгорания выглядит совсем по-другому. Начало выгорания – это не истощение. Так Freudenberger - психолог, который впервые описал выгорание, сделал важное и противоречивое наблюдение о том, выгорание начинается с желания доктора доказать свою ценность[7].

Таким образом, в данном процессе ролевой конфликт врача усиливается. При этом он пытается снизить внутреннее напряжение, перестраивая восприятие социальной ситуации, а не изменяя свои ожидания. В результате воспринимается уже не реальная ситуация, а её упрощенная модель, согласующаяся с восприятием в ней себя [8]. Возникает дистанцированность врача от пациента и происходят негативные изменения в модели взаимодействия врача и пациента [9].

Таким образом, институциональными факторами, влияющими на формирование синдрома профессионального «выгорания» является падение престижа профессии, образ врачей, формируемый СМИ.

Решение данного вопроса возможно при междисциплинарном и комплексном подходе. Важно сформировать позитивное общественное мнение и повысить статус врача в обществе, изменить идеологию и прекратить антипропаганду СМИ в отношении медицины. Кроме того, одной из ключевых задач по профилактике, должна быть заинтересованность руководителей медицинского учреждения по сохранению эмоционального здоровья сотрудников, путем выработки комплекса мер по информированию, консультированию, диагностике и предупреждению «выгорания».  В частности, одним из эффективных методов профилактики профессионального стресса и эмоционального выгорания является участие врачей в Балинтовской группе. Помимо этого наряду с профилактическими мерами, медицинским работникам, страдающим от синдрома эмоционального выгорания, должна быть оказана профессиональная психологическая помощь, в частности, консультативная и коррекционно-реабилитационная.

Литература

1. Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 96–100.

 2. Саблина Т. А., Бутенко Т. В. Синдром профессионального выгорания средних медицинских работников // Медицинская сестра. — 2011. — № 2.

3. Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов / Н.А. Огнерубов, М.А. Огнерубова// Вестник ТГУ. – 2015. – № 2(20). – С. 307-318.

4. Российское здравоохранение: оплата за наличный расчет / Г.Е. Бесстремянная, М.Д. Красильникова, Л.Н. Овчарова, В.А. Чернец, А.Е. Чирикова, Л.С. Шилова. Руководитель: С.В. Шишкин - М.: ГУ ВШЭ, 2004.

5. Геращенко Л. И., Крещик А. В. Проблема профессионального выгорания врачей: социологический анализ. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 881–885.

6. Чирикова А.Е.  Взаимодействие врачей и пациентов в современной России [Текст] : векторы изменений / А. Г. Чирикова, С. В. Шишкин // Мир России. - 2014. - № 2. - С. 154-182. 

7. Anthony L. Back; Karen E. Steinhauser; Arif H. Kamal; Vicki A. Jackson

J Oncol Pract. 2017;13(6):348-351.

8. Цюхай Е. И. Взаимосвязь профессионального выгорания с показателем ролевого конфликта у педагогов начальных классов // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 890-892.

9. Андриянова Е.А., Чернышкова Е.В. Роль мотивационной составляющей профессиональной социализации в процессе подготовки медицинских кадров // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Омск, 2015. С. 176-179.

5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)



Яндекс.Метрика