Skip to Content

Паллиативная медицина (аксиологические аспекты)

ID: 2014-05-35-A-3986
Оригинальная статья (свободная структура)
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Резюме

В настоящей работе мы постарались выяснить каким образом оказывается паллиативная помощь в России, а также определить уровень осведомленности пациентов относительно вопросов оказания паллиативной помощи с целью анализа аксиологических аспектов оказания паллиативной помощи, в частности, возможность развития высокотехнологичной медицинской помощи в отсутствии понимания необходимости решать вопросы инкурабельных больных, чьи жизни невыносимы из-за проявлений течения заболеваний, которыми они страдают.

Ключевые слова

паллиативная медицина, биоэтика, биомедицинские технологии, инкурабельные больные

Статья

 Cогласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), паллиативная помощь – это деятельность, направленная на улучшение качества жизни, раннее выявление болезни и предупреждение физических, психологических, социальных и духовных страданий больных со смертельным диагнозом, с различными нозологическими формами хронических заболеваний.[1]

 Главной целью оказания паллиативной помощи является устранение болевых симптомов, превращающих жизнь инкурабельных больных в невыносимое существование. Очевидно, что уход за умирающими больными осуществлялся на всем протяжении истории человечества, однако современное понимание паллиативной помощи обусловлено появлением новейших биомедицинских технологий, роль которых амбивалентна.

 Так, современные биомедицинские технологии с одной стороны играют несомненную позитивную роль, они позволяют продлять и облегчать жизни тысячам обреченных людей. Но есть и негативные аспекты. Современные медицинские технологии с каждым днём позволяют выживать всё большому количеству пациентов, сложность и тяжесть заболеваний которых также постоянно возрастает, тем самым увеличивается и число инкурабельных больных, поскольку, несмотря на прогресс в сфере высокотехнологичной медицинской помощи, процент вмешательств, завершающихся полным излечением ещё недостаточно высок.

 Иными словами, неизлечимые заболевания, в том числе онкологические патологии, преследуют людей с давних пор. Однако лишь в современном обществе достижения медицины позволили людям-носителям этих заболеваний продолжить свою жизнь, а иногда и спасти её. Возникает довольно парадоксальная ситуация – наличие неизлечимых заболеваний и рост заболеваемости ними в сочетании с возможностями современной медицины по оказанию помощи в продлении жизни приводят к массовому распространению неизлечимых больных в обществе и создают ряд новых проблем, которые имеют медицинское, социальное-психологическое и духовное измерение. Эти проблемы располагаются как на уровне индивидуальной личности, оказавшейся в состоянии неизбежно надвигающейся смерти, так и на уровне общества, часть которого требует особых условий существования и возможностей социальной защиты.

 Современная медицинская система, которую примерно можно описать как модель технократического типа, оказалась не готова к самостоятельному решению ряда проблем, затрагивающих человека как личность.[2]

 Таким образом, перед биоэтикой встаёт серьёзный вопрос – «Целесообразна ли трата колоссальных ресурсов на развитие новейших современных технологий (результат работы которых, зачастую, сомнителен), в отсутствии достойной исправно функционирующей системы паллиативной помощи?»

 С целью мониторинга уровня осведомленности пациентов относительно вопросов обеспечения паллиативной помощи, а также определения качества ее оказания в России, мы провели анализ функционирования служб, предоставляющих паллиативную помощь в Саратовской области, а также социологический опрос, призванный продемонстрировать каково отношение общества к обозначенной проблеме.

 Согласно, современным нормативам на 300-400 тысяч населения должно приходиться 25-30 коек (или 0,5 коек на 10 тыс. населения[3], согласно европейским нормативам) в учреждениях, специализирующихся на оказании паллиативной помощи. Численность населения в городе Саратов составляет приблизительно 839 тыс. человек[4], при этом на территории данного административного центра функционирует только одно лечебно-профилактическое учреждение паллиативной направленности, мощность которого представлена 15 койками. Кроме того, необходимо уточнить, что данное учреждение было открыто совсем недавно и работает только с онкологическими больными[5]. В то время как перечень заболеваний, обладателям которых показана паллиативная помощь значительно обширнее. В других регионах ситуация также не утешительна, так, например, в Нижнем Новгороде показатель обеспеченности коечным фондом в хосписах или отделениях паллиативной помощи на 2008 год составляет 0,12 (норма 0.5)[6].

Показатель обеспеченности коечным фондом в хосписах или отделениях паллиативной помощи в различных городах РФ (2008  г.)[7]

Город

Население, 2008г.

кол-во коек

кол-во на 10 000

Нижний     Новгород

1 286 433

15

0,12

Новокузнецк

562 215

20

0,36

Пермь

997 693

15

0,15

Томск

496 519

15

0,30

Красноярск

941 000

30

0,32

Таким образом, столь серьёзный дефицит в сфере оказания паллиативной медицины говорит о том, что ежедневно, ежечасно без помощи остаются десятки, сотни людей, которых мучают невыносимые боли, сопровождающие большинство неизлечимых заболеваний, делая их существование совершенно невозможным. Такая ситуация, заставляет инкурабельных больных задумываться об эвтаназии…  Ибо как отмечал Ф. Бэкон: «Долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения, причиняемые болезнью…».

Согласно Э. Дюркгейму, хосписная помощь является реальной альтернативой эвтаназии[8]. Причина появления хосписного движения в целом известна: умирание — это особое время человеческой жизни и медицина должна помочь человеку по-человечески умереть. Эта задача решается в хосписе не только за счет дополнительного внимания и качественного ухода, но и благодаря личностному отношению к каждому пациенту. Поэтому, в частности, в хосписах не ограничивают применение анестезии сугубо медицинскими задачами купировать боль. Задача не в том, чтобы боль стала переносимой. Задача в том, чтобы пациент не ощущал дискомфорта. Поэтому здесь допустимо применение большего количества обезболивающих средств, чем в обычных больницах. Хотя последнее может косвенно привести к ускорению смерти пациента, однако это не является нарушением врачебной этики, поскольку служит тому, чтобы сохранить человеческое достоинство больных и возможность личностного общения.

Социологический опрос закрытого типа, проводился среди студентов Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского, 260 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет, 45% из которых юноши и 55%девушки.

«Знаком ли Вам термин «паллиативная помощь?»

"Да" - 35%

"Нет" - 75%

«Сталкивались ли Вы с людьми, нуждающимися в паллиативной помощи?»

"Да" -25%

"Нет" - 75%

«Были ли им оказана вся необходимая помощь в должном объёме?»

"Да" - 84%

"Нет" -16%

«Чьими силами в основном оказывалась помощь?»

"Весь уход осуществляли родственники или нанятый ими персонал " - 85%

"Медицинские работники государственных ЛПУ" - 15%

 «Как Вы считаете, необходима ли организация специальных структур, занимающихся исключительно неизлечимыми больными? (с затратой дополнительных ресурсов на таких больных из федерального бюджета)»

"Да. Любой больной должен получать всё возможное для максимального улучшения качества жизни." - 75%

"Нет. Зачем тратить дополнительные средства на таких больных, если есть огромное количество, которых ещё можно вылечить" - 25%

Таким образом, проведенный нами опрос показал, что в России недостаточно развиты паллиативные центры, более того, современное общество не только не задумывается о важности рассмотренного выше вопроса, но даже не имеет представления о том, что такое паллиативная помощь

В настоящей работе мы постарались выяснить каким образом оказывается паллиативная помощь в России, а также определить уровень осведомленности пациентов относительно вопросов оказания паллиативной помощи с целью анализа аксиологических аспектов оказания паллиативной помощи, в частности, возможность развития высокотехнологичной медицинской помощи в отсутствии понимания необходимости решать вопросы инкурабельных больных, чьи жизни невыносимы из-за проявлений течения заболеваний, которыми они страдают.

Очевидно, что аксиологические аспекты оказания паллиативной помощи многогранны и требуется их дальнейшее и всесторонее рассмотрения на всех уровнях. Но до тех пор пока данный вопрос, к сожалению, остаётся открытым, хотелось бы привести слова британского врача Ричарда Слоуна: «Чем больше человек страдает, тем быстрее он умрет».[9] Необходимо помнить, что сострадание – это одна из самых важных ценностей, которыми обладает человек…

В заключение отметим, что само понятие врача исключает намерение причинить больному смерть. Целью врачевания является человеческая жизнь, следовательно, у врача нет никаких оправданий, если свои знания он будет использовать для того, чтобы ее оборвать. Даже если качество жизни человека ухудшается, это не означает, что он не сможет адаптироваться и найти себя в новой жизненной ситуации. Как отмечает И.В. Силуянова, «практика военных врачей свидетельствует о способности человека приспособляться к жизни, несмотря на инвалидность (ампутация ног, рук). Адаптация и новое качество жизни, как правило, приводило большинство из них к негативной оценке своих прежних просьб к врачам об ускорении их смерти»[10].



[1] http://www.who.int/cancer/palliative/en/index.html

[2] Шульга Н.А., Таранюк Г.П. Биоэтические аспекты хосписной и паллиативной помощи //Антология Биоэтики / Под ред.Ю.И Кундиева. – Львов: Бак, 2003. – С.273-277.

[3] http://hospiceday.ru/index18.php

[4]  Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов).

[5] http://www.sarinform.ru/news/2012/08/17/85542

[6] http://hospiceday.ru/index18.php

[7] http://hospiceday.ru/index18.php

[8] Шульга Н.А., Таранюк Г.П. Биоэтические аспекты хосписной и паллиативной помощи //Антология Биоэтики / Под ред.Ю.И Кундиева. – Львов: Бак, 2003. – С. 276.

[9] http://bg.ru/medicine/richard_sloun_chem_bolshe_chelovek_stradaet_tem_by...

[10] Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М., 1997. - С. 169.

Литература

Шульга Н.А., Таранюк Г.П. Биоэтические аспекты хосписной и паллиативной помощи //Антология Биоэтики / Под ред.Ю.И Кундиева. – Львов: Бак, 2003. 

http://hospiceday.ru/index18.php

 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. 

http://www.sarinform.ru/news/2012/08/17/85542

http://bg.ru/medicine/richard_sloun_chem_bolshe_chelovek_stradaet_tem_by...

 Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М., 1997. 

5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (3 голоса)

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
navolokin1@ramb...
Пользователь не в сети. Последний раз появлялся 8 лет 1 неделя назад. Не в сети
Регистрация: 06.03.2012
Сообщения:
+
5

+



Яндекс.Метрика