Связь религии, этики и медицины тысячелетиями существовала в европейской культуре. Христианство определило цель человеческого существования в мире, наполнив её конкретными ценностями, нормами морали в практической деятельности милосердия и врачевания.
Новые "этические стандарты": "дарение органов", "милосердное убийство", "рациональное планирование семьи", "искусственный отбор", "медицинское прогнозирование", "репродуктивные права" у любого думающего, а тем более православного человека вызывают сомнение, а иногда и естественный протест.
Совместимы ли современные медицинские технологии с христианским отношением к человеку? Вряд ли однозначный ответ удовлетворит пытливые умы, если он не будет сопровождаться объяснением, опирающимся на религиозную философию.
Профессия врача освящена Священным Преданием: один из учеников Христа, Апостол Лука, был врачом; врачевание - профессия святых Космы и Дамиана, мученика Пантелеймона. История свидетельствует, что "новые" медицинские технологии не так уж и новы. Многие из них "зарождались" в недрах христианской культуры, например, первый известный науке опыт по искусственному оплодотворению был произведен в 1780 году в христианском монастыре аббатом Спаланцани; основателем генетики стал австрийский монах Г. Мендель; фрески XV века (музей святого Марка, Италия) свидетельствуют, что первыми трансплантологами были Косма и Дамиан, которые изображены на них в момент приживления дьякону Юстиниану ноги недавно умершего эфиопа.
В православной философии моральные ценности - любовь к Богу и ближнему - не только желательная норма поведения, это - принцип бытия. Смысл же человеческой жизни в христианской этике непосредственно связан со служением ближнему. В связи с этим, врачевание - одна из уникальных человеческих профессий, смысл и назначение которой совпадает с "деланием добра", с христианскими ценностями милосердия, человеколюбия и спасения жизни.