Искусство можно назвать одним из механизмов саморегуляции культуры, средством ее развития, обеспечения стабильности и единства. Для того чтобы доказать это, мы можем обратиться к роли искусства в основных типах культурно- исторических цивилизаций: стационарному, адаптивному, и динамическому.
К стационарному типу относятся первичные цивилизации (Египет, Индия). Их специфике свойственны – традиционализм, замкнутость развития и самодостаточность, при наличие данных свойств искусство может функционировать как явление, способствующее снятию деструктивных тенденций и его консолидации. Подобная картина также складывалась и в нашей истории 30-х годов. Жесткая идеологизация, фальсификация истории и искажение современной картины мира направляли искусство на прославление вождя и вытеснения трагических и сатирических углов зрения.
К культуре адаптивного типа относят арабскую цивилизацию, в ней искусство всецело занято в интеграции разнородных культур. И тут оно развивается на основе множества культур, постепенно адаптируя и ассимилируя их в своеобразную символическую целостность.
Однако социально-культурное единство, к 15 в. здесь несет лишь рыхлый мозаичный характер, и постепенно приходит в почти полный упадок. В это время быстро начинает набирать силу европейская цивилизация. Многое переняв у арабской культуры, она стремительно начинает свое динамическое развитие, во многом превосходя своих предшественников. В европейской культуре (динамического типа) искусство является частью механизмов саморегуляции и приобретает не свойственные ранее ценности динамизма и социальной мобильности. Также оно становится ориентированным на обновление традиции и ее критику в соответствии с новыми условиями культурного бытия.
В заключение отметим, что существует множество способов познания и описания культуры, но специфика искусства в том, что оно может формировать у человека способность понимать, творчески и критически относиться к достижениям собственной, и не забывать про толерантность и уважения к культурам других народов.