В статье рассмотрено такое явление как страх приближения смерти, а также вопросы отношения человечества к бессмертию
С давних времен лучшие умы человечества размышляют над проблемой восприятия смерти. Что на самом деле происходит с человеком, когда он умирает? Есть ли жизнь после смерти? Что происходит с душой человека? Существует ли Ад и Рай? Все эти вопросы задаются людьми по одной причине – их страшит неизвестность. Русский писатель-сатирик Михаил Зощенко писал в своей философской книге «Перед восходом солнца»: «Отношение к смерти – это одна из величайших проблем, с которой непременно сталкивается человек в своей жизни. Однако это проблема не только не разрешена (в литературе, в искусстве, в философии), но она даже мало продумана. Решение ее предоставлено каждому человеку в отдельности. А ум человеческий слаб, пуглив. Он откладывает этот вопрос до последних дней, когда решать уже поздно. И тем более поздно бороться, поздно сожалеть, что мысли о смерти застали врасплох…».
Страх смерти является настолько сильным, что на отрицание данного явления расходуется огромная жизненная энергия. Еще с древних времен алхимики пытались найти формулу эликсира, дарующего вечную жизнь, и до сих пор ученые проводят различные эксперименты, направленные на борьбу со старением и смертью. Однако следует задуматься, будет ли иметь смысл жизнь, если она станет бесконечной? Как писал Антон Павлович Чехов: «Смерть страшна, но еще страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь».
Осознание своей смертности – отличительная черта психики человека, в тоже время оно является стимулом прожить отведенное время с пользой, побуждает к саморазвитию и самосовершенствованию, заставляет искать и находить смысл жизни. Рассуждая на данную тему, великий русский философ Николай Александрович Бердяев писал: «Смысл жизни связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смысл лежит за пределами этого замкнутого мира, и обретение смысла предполагает конец в этом мире…» Особенно наглядно это проявляется у людей, побывавших на границе жизни и смерти. Как говорил Августин Блаженный: «Только перед лицом смерти по-настоящему рождается человек». Конечно, было бы не совсем верно абсолютизировать роль смерти, однако мало кто будет отрицать, что данное явление оказывает сильнейшее влияние на психику и поведение человека. Это часто проявляется в поведении людей, находящихся в состоянии неизлечимого заболевания и осознающих близость своей смерти. Многие из них неожиданно проявляют несвойственную ранее активность: начинают путешествовать, рисовать картины, учить языки, говорить людям то, что давно собирались. Ощущение приближения смерти наполняет нашу жизнь, ориентирует на максимальную реализацию своих ресурсов.
Отношение к смерти меняется в разные исторические эпохи. По мнению некоторых современных ученых (Ф.Арьес) отношение к смерти служит эталоном, индикатором характера цивилизации.
Вопрос отношения людей к смерти, а также различные стороны данного явления по понятным причинам очень актуальны и интересны, особенно сейчас. С целью выявления отношения современной молодежи к смерти авторами работы был проведен анкетный опрос 60 студентов СГМУ в возрасте 18—19 лет. В качестве основы для составления опросника использовались тесты У.Шибла, опубликованные в сборнике И.Т.Фролова, а также опрос Лавриковой И.Н., проведенный в 1997 году среди студентов Тверского государственного технического университета. Респондентам было предложено 8 вопросов открытого и закрытого типов:
Безусловно, полученные ответы не являются показательными в силу небольшой выборки, однако определенный фон для анализа представлений о смерти в среде студенческой молодежи они задают.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
Таким образом, боязнь потерять тот краткий срок, который выделен нам на наше существование, потратить это время зря, заставляет нас искать и обретать смысл жизни, стремиться реализовать себя. Закончить статью хотелось бы словами американского писателя Уильяма Фолкнера, который писал: «Человек смертен, и его единственная возможность стать бессмертным состоит в том, чтобы оставить после себя нечто бессмертное».