Skip to Content

Образы зла как оправдание человека в европейской культуре

ID: 2016-05-27-A-7049
Оригинальная статья (свободная структура)
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России; кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Резюме

В данной статье рассматривается вопрос оправдания человека в европейской культуре через образы зла в мифах, легендах и сказаниях.

Ключевые слова

Философия, антроподицея, теодицея, добро, зло

Статья

«Люди любят выдумывать страшилищ и страхи. Тогда сами себе они кажутся не столь уродливыми и ужасными. Напиваясь до белой горячки, обманывая, воруя, исхлестывая жен вожжами, моря голодом старую бабку, четвертуя топорами пойманную в курятнике лису или осыпая стрелами последнего оставшегося на свете единорога, они любят думать, что ужаснее и безобразнее их все-таки приведение, которое ходит на заре по хатам. Тогда у них легчает на душе. И им проще жить» (с) Анджей Сапковский, «Последнее желание».

«Люди любят выдумывать страшилищ и страхи. Тогда сами себе они кажутся не столь уродливыми и ужасными. Напиваясь до белой горячки, обманывая, воруя, исхлестывая жен вожжами, моря голодом старую бабку, четвертуя топорами пойманную в курятнике лису или осыпая стрелами последнего оставшегося на свете единорога, они любят думать, что ужаснее и безобразнее их все-таки приведение, которое ходит на заре по хатам. Тогда у них легчает на душе. И им проще жить» (с) Анджей Сапковский, «Последнее желание». Всем людям свойственно оправдывать свои отрицательные, с точки зрения морали и нравственности, поступки. Люди пытаются найти в этих поступках что-то позитивное, что-то, из-за чего этот поступок перестанет быть ужасным. Но поиск добра среди зла – дело достаточно сложное и требует громадных усилий со стороны человека, совершившего зло. Поэтому люди чаще всего прибегают к оправданию своего зла через поиск еще большего зла. А что может быть ужаснее и страшнее ведьмы или вампира? В европейской культуре имеется огромное количество различных мифов, сказаний о каких-то ужасных, богомерзких, отвратительных существах, которые несут зло человеку. Так, легенда о Беовульфе (эпос англосаксов) гласит, что у датчан произошло крайне ужасное событие – в их местах поселился некий Грендель, обитающий под водой. Ужасное кровожадное существо, которое в неожиданный момент напало на короля Дании Хротгара и его воинов, пировавших очередную победу в битве. И некий Беовульф (кто стал прототипом этого героя – по сей день остается загадкой) спас Хротгара и его приближенных от смерти, убив чудовище. И, конечно, военный поход короля Дании, который привел к гибели десятков и сотен людей выглядит, на первый взгляд, не столь ужасно на фоне мифического, никому не известного чудовища. Но что хуже: существо, убивающее по неразумению под влиянием инстинктов, или люди, убивающие ради развлечения, денег и власти? Подобных легенд и мифов в Средние века было создано много. И все боялись, все сидели в страхе от «Летучего голландца», вервольфов и чародеек, целью которых было уничтожение мира и создание хаоса во Вселенной. Однако люди были ничуть не лучше этих источников всемирного зла: только на Восток было совершено около 9 крестовых походов, унесших жизни тысячи людей. Святая инквизиция ежегодно устраивала сотни показательных казней. Так, Иоанн Георг II c 1625 по 1670 год приказал сжечь около 900 человек. И это зло исходило от людей, стоявших у власти. А что говорить о низших слоях населения? Работорговля, пиратство, мародерство и многие другие опасные социальные явления почему-то были нормой, частью повседневности. Работорговцы не считали рабов людьми, пираты тряслись от Кракена, обитающего глубоко под водой и готового вот-вот уничтожить их, мародеры и бандиты уверяли себя в том, что нет ничего ужаснее полнолуния, ибо в такую ночь все ведьмы охотились за теми, кто не успел спрятаться дома до заката. Люди, вершившие зло, всячески пытались оправдать свои деяния. Убедить себя и окружающих, что они – не самое жуткое, что может случиться с человеком. И оправдание зла, творимого человеком, носит название антроподицея. Проблема оправдания зла появилась вместе с появлением религии. А точнее – христианства, утверждающего, что Бог создал людей по своему образу и подобию. И суровая реальность шла вразрез с заявлениями богослужителей о том, что Бог всемогущий, добрый и наказывает за любое зло. Ведь, если Бог создал мир, значит, он создал и зло? Появилась теодицея – оправдание Бога за существование зла. А оправдывали Бога за существование зла очень просто: он наделил людей правом выбора между добром и злом. Следовательно, ответственность за существование зла была перенесена на людей. Вместе с этим надо было оправдать и человека за совершенное зло, поскольку он есть полное подобие всемогущего доброго Господа. И одним из способов оправдания были мифы о жутких существах. Второй способ оправдания человека заключается в том, что в случившемся виноваты стечение обстоятельств, судьба, злой рок и т.д. Но поставить действия человека в жесткие рамки обстоятельств далеко не всегда получается, ибо многие люди сознательно выбирают зло. Таким образом, оправдание и трактовка зла, совершeнного человеком, не соответствуют смыслу, вложенному в понятие зла, ибо «это противоречит самому существу зла как тому, что неправомерно, что не должно быть» (С.Л. Франк. Непостижимое. М., 2007.). Люди, оправдывают зло, выстраивая собственное псевдо «добро», так как зло и добро — это две противоположности, две взаимодополняющие друг друга субстанции: одна без другой существовать не может. Но есть еще некое третье звено этой цепи, являющееся проводником между добром и злом, то, что связывает их, что стоит над этими понятиями — моральные абсолюты, то есть исходные положения, не нуждающиеся в обосновании (например, не прелюбодействуй, не причиняй зла другому). И оттого, насколько верно будет понят смысл, вложенный в эти абсолюты, сквозь какую призму будет рассмотрено данное понятие, будет зависеть выбор тех или иных средств в качестве оправдания или, может быть, - очень хочется в это верить — наметится признание и исправление собственных ошибок...  

Литература

Литература:
  1) Аверинцев С. Теодицея // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов: В 5 т. Т. 5. М., 1970.    2) Изложение и анализ имеющихся трактовок указанной формулы см. в статье: Апресян Р.Г. «Цель оправдывает средства» // Этика: Энцикл. словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова. М., 2001. 3) Е.Н.Трубецкой. Смысл жизни. М., 2005. 4) Н.А.Бердяев. Философия свободы. М., 2007. 5) Н.А.Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М., 2005. 6) С.Л. Франк. Непостижимое. М., 2007. 7) Абеляр П. Теологические трактаты. Вводная статья. Москва, 1995.

0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика