Майданова А.Р., Степанян Ю.Ф.
ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России»
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Научный руководитель: к.ф.н. Фахрудинова Э.Р.
Проблема смены пола актуальна для биоэтики, поскольку затрагивает не только биологический признак человека, но и его психологическую и социальную сущность. В связи с этим, цель нашей работы - рассмотреть проблему смены пола в социально-этическом и философском ее аспектах. В основе этой проблемы - транссексуальность. Это определение впервые ввел в 1910 г. М. Хиршфельд и определил его как «стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу».
В норме существование человека рассматривается как единство материального и духовного. В случае транссексуализма возникает внутренний конфликт между этими двумя составляющими собственного бытия: несоответствие материального (тела) духовному содержанию. Для достижения гармонии с самим собой транссексуальным людям необходимо устранить этот дисбаланс, что и определяет их стойкое стремление в смене своего пола. Желание индивида сменить пол считается психиатрической патологией, зафиксированной в Международной классификации болезней 10-го пересмотра в виде диагноза F64.0 «Транссексуализм» («Gender Identity Disorder»). Существует бурная полемика в медицинском дискурсе относительно того, насколько правомерна такая классификация. К примеру, Американская психиатрическая ассоциация с 2012 г. не рассматривает «гендерную дисфорию» как психическое расстройство. При этом авторы акцентируют внимание на том, что медицинская помощь в данном случае направлена не на само состояние, она нацелена на преодоление психологического дискомфорта, которым оно сопровождается.
Проблема транссексуальности своими корнями уходит вглубь веков: она упоминается в древних греческих и римских писаниях, отражается в культуре индейцев Северной Америки, объясняется в философии буддизма. Однако, несмотря на давность этого явления, однозначного ответа на вопрос о причине транссексуализма нет. На наш взгляд, транссексуалам следует оказывать психотерапевтическую помощь с тем, чтобы вернуть гармонию тела и мышления, т.е. преодолеть последствия дуалистического понимания личности. Если обществом будет признано существование транссексуальности как болезни, это позволит выработать соответствующее отношение к ней. В таком случае, люди, сменившие пол, смогут гармонично вписаться в общество в том виде, в котором они себя комфортно ощущают.
Очень актуальная и интересная тема! Думаю, к счастью, в нашей стране это не так сильно распространено, как в Тайланде, к примеру. Что же такое смена пола: психическая болезнь или физическая необходимость? И что же толкает этих людей все-таки исправить "ошибку природы"?