Skip to Content

Депривация воды и морфометрическое проявление иммунных факторов

ID: 2016-12-6-A-10804
Оригинальная статья
ФГБОУ ВО Дагестанская ГМА Минздрава России

Резюме

Цель. Выявление морфологических, цитологических и морфометрических изменений в иммунных органах и сосудистом отделе при депривации (дегидратации). Материал и методы. На белых крысах весом 180-200 г исследовали воздействие гидрологических факторов на структуры тонкой кишки. Группы: 1-я группа – контрольные (интактные) крысы – 15; 2-я группа – крысы при дегидратации (три дня) – 15; 3-я группа – дегидратация (6 дней) – 15; 4-я группа – дегидратация (10 дней) – 15 крыс. Результаты. После 3-х суток дегидратации уменьшается высота и ширина ворсинок в 1,1–1,4 раза, плотность ворсинок – в 1,05–1,1 раза. Заключение. При дегидратации уменьшается секреция кишечного сока, вырабатываемого в криптах тонкой кишки. Ворсинки крипты, собственная пластинка слизистой оболочки при обезвоживании укорачиваются и истончаются.

Ключевые слова

вода, иммунные органы, депривация, тонкая кишка, белые крысы

Введение

Нарушение водного обмена (депривация) являются ведущим признаком большого числа заболеваний. Изучение механизмов перераспределения жидкостей в организме, где не последнюю роль играет микроциркуляторное кровеносное и лимфоносное русло при обезвоживании представляет большой практический интерес. В литературе, кроме единичных упоминаний не обнаружено подробного описания лимфатического русла при дегидратации в соответствии и взаимосвязи с морфологией иммунных органов [1–5].

Цель

Выявление морфологических, цитологических и морфометрических изменений в иммунных органах и сосудистом отделе при депривации (дегидратации).

Материал и методы

В эксперименте на половозрелых белых крысах, весом 180–200 г исследовали воздействие гидрологических факторов на структуры тонкой кишки. Условия проведения всех экспериментов были максимально одинаковыми. Обезвоживание белых крыс обеспечивали кормлением сухим овсом без доступа к воде в изолированных клетках.

Экспериментальные животные были распределены на следующие группы: 1-я группа – контрольные (интактные) крысы – 15; 2-я группа – крысы при дегидратации (три дня) – 15; 3-я группа – дегидратация (6 дней) – 15; 4-я группа – дегидратация (10 дней) – 15.

Белых крыс всех групп кормили одинаковой пищей, предусмотренной для лабораторных животных во избежание ошибок воздействия  алиментарных факторов. Животных содержали при комнатной температуре для устранения воздействия температурных режимов. С целью выяснения локальных морфологических особенностей реакций на дегидратацию выбрали различные участки тонкой кишки на всем протяжении (двенадцатиперстная, тощая, подвздошная).

Для выполнения задач нашего исследования мы использовали микроскопические и макроскопические методы. После эвтаназии животных и изъятия препаратов, часть материала окрашивали по Hellman для изучения лимфоидных узелков в стенке тонкой кишки. Для гистологического изучения тонкой кишки материал фиксировали в 10%-м нейтральном формалине, спирт–формоле, жидкости Карнуа. После проведения материала по спиртам возрастающей концентрации кусочки тонкой кишки заливали в парафин. Затем на санном микротоме изготовляли гистологические срезы толщиной 5–7 мкм, которые окрашивали гематоксилин–эозином, азур–нитрофунгин–фуксином, гематоксилином. Для выявления аргирофильных волокон срезы окрашивали азотнокислым серебром по Футу, окраска коллагеновых волокон проведена по Маллори.

Проводили морфометрические исследования. На гистологических препаратах разных отделов тонкой кишки проведен подсчет размеров, относительной площади структурных компонентов стенок тонкой кишки: слизистой оболочки, подслизистой основы, мышечной и серозной оболочек и лимфоидных органов тонкой кишки.

Результаты

При анализе морфологических изменений структур стенок тонкой кишки при обезвоживании отмечается, что после 3-х суток дегидратации уменьшается высота и ширина ворсинок в 1,1–1,4 раза. А плотность ворсинок в 1,05–1,1 раза. Полученные данные приведены в таблице 1.

На препаратах срезов ворсинок бластных и митотически делящихся клеток не обнаруживается. Если у интактных крыс большие лимфоциты составляют 3,89±0,36%, то при дегидратации (3-е суток) они не видны в поле зрения. Содержание средних лимфоцитов (в %) уменьшается в 2,4 раза, малых лимфоцитов – в 1,1 раза. При дегидратации в ворсинках уменьшается процент незрелых плазмоцитов в 2,3 раза, а зрелых плазмоцитов, наоборот, увеличивается в 1,3 раза. Незрелые нейтрофилы в строме ворсинок на 3-й день дегидратации в двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишке исчезают из поля зрения специальных исследований, посвященных морфологическим изменениям путей лимфоциркуляции при обезвоживании организма.

При сравнении экспериментальных и контрольных данных отмечается, что уже на 3-й день дегидратации заметны сдвиги в сторону увеличения расстояния между лимфоидальными узелками, лимфатическими и кровеносными капиллярами, кишечными эпителиоцитами. Такие морфологические изменения естественно могут нарушить всасывание продуктов пищеварения и путей миграции лимфоцитов и макрофагов, т.е. увеличивается диффузное расстояние.

В гастроэнтерологии значительный процент больных страдает от эксикоза и нарушения процесса всасывания, секреции и транспорта пищевых веществ. Патогенез дегидратации представляет важнейший интерес и для иммунологов, ибо при обезвоживании страдают и лимфоидные образования желудочно-кишечного тракта, обеспечивающих местный иммунитет слизистой оболочки. Углубленные поиски морфогенеза структур местного иммунитета слизистой оболочки тонкой кишки нуждаются в современных методах исследования. Тесные взаимоотношения иммунных органов со стенками желудочно-кишечного тракта и их участие в обеспечении местного иммунитета слизистых оболочек требуют углубленного исследования.

Значительный интерес представляет выяснение взаимосвязи морфологических, цитологических и гистотопографических особенностей лимфоидных узелков с факторами обезвоживания организма.

Выявлено, что различная длительность обезвоживания вызывает неоднозначные анатомические, гистологические, цитологические и морфометрические изменения в лимфоидных образованиях тонкой кишки. Если в первые три дня идут процессы перераспределения клеток в пейеровых бляшках (ПБ), то на 6-й и 10-й дни дегидратации ослабевает лимфоидная ткань, уменьшается содержание лимфобластов, митозов, увеличивается достоверно (р<0,05) количество деструктивных клеток.

Обсуждение

Анализ собственного исследования показывает, что по мере возрастания сроков обезвоживания морфометрические показатели ПБ уменьшаются. Так, длина ПБ уменьшается на 3-й день на 6,2%, на 6 день – на 7–8%, на 10 день – на 12,1%. Ширина ПБ уменьшается в пределах 5–7%, а высота – на 6-14%. Количество отдельных лимфоидных узелков в одной ПБ не меняется (6–11). А лимфоидные узелки с центрами размножения на 6-е сутки уменьшаются на 38–40%, а к 10-м суткам дегидратации центры размножения в лимфоидных узелках не определяются. Структурные и морфометрические изменения наступают и в строении одиночных лимфоидных узелков. Параметры этих узелков уменьшаются на 22–32%. При дегидратации меняется процентное содержание клеток в пределах 10–40% в зависимости от сроков обезвоживания.

При сравнении экспериментальных и контрольных данных отмечается, что уже на 3-й день дегидратации заметны сдвиги в сторону увеличения расстояния между лимфоидными узелками, лимфатическими и кровеносными капиллярами, кишечными эпителиоцитами. Такие морфологические изменения естественно могут нарушить всасывание продуктов пищеварения и пути миграции лимфоцитов и макрофагов.

При дегидратации уменьшается секреция кишечного сока, вырабатываемого в криптах тонкой кишки. Ворсинки крипты, собственная пластинка слизистой оболочки при обезвоживании укорачиваются и истончаются.

При длительной дегидратации 3, 6, 10 суток в лимфоидных узелках тонкой кишки и ее лимфоидной ткани снижается содержание клеток лимфоидного ряда. На 6, 10 сутки исчезают бласты, тучные клетки, митозы. Незрелые плазмоциты при 10-суточном обезвоживании уменьшаются в 4 раза, и коррекция физиологическим раствором в поздних сроках коррекции (6, 10 суток) малоэффективна. По распределению плазмоцитов (незрелые и зрелые) отмечается наличие локальных особенностей. Плазмоциты в собственной пластинке двенадцатиперстной кишки у интактных белых крыс составляет 6,2%, в тощей кишке – 6,8%, в подвздошной кишке – 8,28%, т.е. происходит усиление содержания плазмоцитов в дистальном направлении.

При дегидратации через 3-е суток процент плазмоцитов составляет в собственной пластинке двенадцатиперстной кишки 7,2%, в тощей – 7,6%, в подвздошной кишке – 9,7%, т.е. происходит их стимуляция, в отличие от 6-х и 10-х суток.

По сравнению с интактными крысами на 3-и сутки дегидратации диаметр лимфатического русла и лимфатических лакун подслизистой основы тонкой кишки уменьшается на 7–8%, на 6-е сутки – на 23–24%, на 10-е сутки – на 28–30%, т.е. происходит снижение плотности лимфатического русла по мере увеличения сроков дегидратации. Такая же закономерность отмечается в снижении клеток в лимфоидной ткани, одиночных и групповых лимфоидных узелках тонкой кишки.

Заключение

Детальное и современное углубленное изучение морфологии лимфатического русла и лимфоидных образований желудочно-кишечного тракта при дегидратации позволяет рационально вести терапию и реабилитацию обезвоженных больных (холера, отравления, диарея, энтериты, ожоги, рвота, диабет, кровопотери, жара, голодание, инфекционные болезни и т.д.), научно обоснованно обеспечить коррекцию детоксикации при лечении больных кровезаменителями, перфтораном и т.д.

Структурно функциональные особенности многих органов не изучены с учетом дегидратации в экспериментальных условиях, а также многочисленных экологических и гидрологических факторов, с последующей коррекцией (физиологический раствор, кровезаменитель, перфторан, иммуностимуляторы и т.д.).

Проблемы дегидратации и воздействия гидрологических факторов на органы лимфатической и иммунной систем нуждаются в современном углубленном изучении с учетом фундаментального и прикладного их характера.

Литература

1. Беляков И.М. Иммунная система слизистых // Иммунология. 1997. №4. С. 7–13.

2. Бородин Ю.И. Лимфология как интегративная медико-биологическая наука // Вестник лимфологии. 2011. № 2. С. 4–7.

3. Гусейнов Т.С. Взаимосвязь лимфологии и гидрологии. Махачкала: ИД «Наука плюс», 2010. 78 с.

4. Коненков В.И., Бородин Ю.И., Любарский М.С. Лимфология. Новосибирск: Манускрипт, 2012. 1104 с.

5. Сапин М.Р. Сегодня и завтра морфологической науки // Морфология. 2000. Т. 117, № 3. С. 6-8.

Таблицы

Таблица 1. Морфометрия одиночных лимфоидных узелков тонкой кишки у белых крыс при дегидратации на 3-й день (X±Sx)

Показатели

12 перстная кишка

Тощая кишка

Подвздошная кишка

1

2

1

2

1

2

Длина (мм)

1,5±0,02

1,3±0,03

1,8±0,04

1,6±0,02

2,02±0,3

1,8±0,2

Ширина (мм)

1,2±0,03

1,1±0,2

1,3±0,03

1,1±0,01

1,62±0,05

1,14±0,1

Толщина (мм)

0,4±0,05

0,3±0,01

0,5±0,04

0,4±0,02

0,58±0,05

0,44±0,02

Количество узелков с центром размножения (%)

0,4±0,03

0,3±0,1

0,6±0,06

0,5±0,01

0,74±0,03

0,6±0,01

Количество узелков без центров размножения

3,1±0,04

2,7±0,12

2,6±0,03

2,3±0,01

2,0±0,4

1,7±0,01

Расстояние от кишечных эпителиоциотов до короны узелков (мкм)

110±4,01

130±1,2

105±4,5

135±2,3

95,2±5,07

115±3,4

Расстояние между краем узелков и лимфатическими капиллярами (мкм)

45-55

65-70

40-50

60-65

30-35

50-55

Диаметр пери узелков гемокапилляров (мкм)

6-8

4-5

6-8

4-5

6-8

4-5

Расстояние между капиллярами и краем узелков (мкм)

15-25

30-35

10-20

25-30

10-15

25-30

Примечание: 1 – контроль; 2 – эксперимент (три дня дегидратации).

0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика