Skip to Content

Сравнительный анализ микроструктуры щитовидной железы при тиреоидной патологии у жителей некоторых регионов Поволжья

ID: 2016-12-6-A-10865
Оригинальная статья (свободная структура)
ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет, Медицинский институт

Резюме

Целью работы являлось сравнение морфологических особенностей микроструктуры щитовидной железы при различных формах тиреоидной патологии у жителей разных регионов Поволжья.Материалом исследования послужили оперативно удаленные щитовидные железы 199 больных обоего пола в возрасте от 21 до 74 лет из архива патологоанатомического отделения областной клинической больницы им Н.Н. Бурденко за 2011-2012 годы. Материал исследования по морфологической картине был разделен на 6 групп: 1) макро-микрофолликулярный коллоидный нетоксический зоб, 2) макро-микрофолликулярный коллоидный токсический зоб, 3) диффузный токсический зоб, 4) аутоиммунный тиреоидит, 5) аденома щитовидной железы, 6) рак щитовидной железы.В результате проведенного исследования были получены 72 количественных и полуколичественных параметра, описывающих микроморфологию щитовидной железы при различных видах ее патологии, которые затем сравнивались с аналогичными или близкими параметрами, полученными исследователями в Саратовской области

Ключевые слова

щитовидная железа, микроморфометрия, патоморфология, тиреоидная патология

Статья

При достаточно типичной для нозологических форм щитовидной железы патоморфологической картины, имеется ряд значимых отличий микроморфометрических характеристик, наблюдаемых у жителей Пензенской и Саратовской областей, которые могут быть проявлением региональных особенностей экологических условий. Узловой нетоксический зоб характеризовался сходными размерами фолликулов, но имеются различия в форме фолликулярных клеток и их ядер. Узловой токсический зоб имел сопоставимые размеры фолликулов и тироцитов, при различной форме ядер. При анализе диффузного токсического зоба были отмечены значительные различия в размерах фоликулов, высоте и форме клеток. Аутоиммунный тиреоидит и аденома щитовидной железы не имели выраженных микроструктурных различий. Рак щитовидной железы характеризовался различной формой сосочковых структур.

Введение. За последние два десятилетия отмечается значительный рост патологии щитовидной железы. Помимо увеличения числа наблюдений изменилась ее клиника, течение и морфология. Распространенность узловых образований щитовидной железы, по данным ультразвукового исследования и биопсии, составляет в разных регионах от 5,1 до 72% [1]. Трудности дифференциальной диагностики различных нозологических групп щитовидной железы, несмотря на обилие диагностических методов, ведут к позднему направлению больных на оперативное лечение и проведению неадекватных операций. Это накладывает на морфологов большую ответственность за качество диагностики, как на дооперационном (цитологическая диагностика), так и на послеоперационном этапе (гистологическое исследование резецированных щитовидных желез) [2]. От грамотного заключения морфолога зависит лечебная тактика ведения больного. Каждый этап морфологического исследования имеет не только определенные возможности, но и ограничения. Дифференциальная диагностика доброкачественных и злокачественных опухолей щитовидной железы также нередко представляет сложную задачу. Особенно это проявляется при опухолях фолликулярного строения, в связи с отсутствием четких критериев диагностики и ограниченностью ряда морфологических признаков, в том числе и иммуногистохимических, определение диагностической значимости которых нуждается в дальнейшем изучении. Поэтому необходимо использование комплексной диагностики с применением цитологического, гистологического и иммуногистохимического методов исследования [1, 2].

Целью работы являлось сравнение морфологических особенностей микроструктуры щитовидной железы при различных формах тиреоидной патологии у жителей разных регионов Поволжья.

Методы исследования. Материалом исследования послужили оперативно удаленные щитовидные железы 199 больных обоего пола в возрасте от 21 до 74 лет из архива патологоанатомического отделения областной клинической больницы им Н.Н. Бурденко за 2011-2012 годы. Материал исследования по морфологической картине был разделен на 6 групп: 1) макро-микрофолликулярный коллоидный нетоксический зоб (ММФНТЗ) (70 случаев), 2) макро-микрофолликулярный коллоидный токсический зоб (ММФТЗ) (20 случаев), 3) диффузный токсический зоб (ДТЗ) (48 случаев), 4) аутоиммунный тиреоидит (АТ) (21 случай), 5) аденома щитовидной железы (А) (23 случая), 6) рак щитовидной железы (Р) (17 случаев).

В результате проведенного исследования были получены 72 количественных и полуколичественных параметра, описывающих микроморфологию щитовидной железы при различных видах ее патологии, которые затем сравнивались с аналогичными или близкими параметрами, полученными исследователями в Саратовской области

Результаты и обсуждение. Исследование морфометрической картины щитовидной железы позволяет с высокой степенью достоверности произвести диагностику патологического состояния, однако следует отметить небольшое количество работ, посвященных морфометрии. В Поволжском регионе морфометрическое исследование щитовидной железы было проведено О.А. Калминой (1995) в г. Саратове [3]. Спустя 8 лет там же было проведено морфоэкологическое исследование Я.Г. Адамовой (2003), которое также включало полуколичественные характеристики паренхимы щитовидной железы [4].

Микроморфологическая картина, характерная для узловых образований щитовидной железы у жителей Пензенской области, обладает рядом особенностей, по сравнению со структурой щитовидной железы при данной патологии у жителей Саратовской области.

На фоне стандартной патоморфологической картины узлового нетоксического зоба с наличием крупных фолликулов, выстланным уплощенным эпителием и заполненными гомогенным плотным коллоидом размерные характеристики фолликулов (332,50±3,48 мкм) соответствовали таковым в Саратовской области (320±16 мкм).

Высота тиреоидного эпителия, как основной показатель активности щитовидной железы, также несколько отличалась и составляла 4,86±0,10 мкм в Пензе и 3,8±0,03 в Саратове. В исследовании Я.Г. Адамовой (2003) тиреоидный эпителий характеризуется как плоский и кубическийс преобладанием кубической формы (плоский эпителий – 44,8%, кубический эпителий – 65,5%). Аналогичные полуколичественные исследования в Пензе показали преобладание уплощенного эпителия (64%). Также отмечена некоторая разница в строении ядер: в нашем исследовании при высоте 2,86±0,09 мкм и ширине 3,32±0,09 мкм определялась овальная форма ядра (67,1%), в то время как в Саратовской области преобладала округлая форма и выявлялась в 58,6% случаев.По данным Я.Г. Адамовой (2003), в картине узлового нетоксического зоба имеется интрафолликулярная пролиферация эпителия в умеренном количестве в 51,7% случаев, тогда как в г. Пензе этот показатель составлял только 28,6% (рис. 1).

При узловом токсическом зобе нами были обнаружены фолликулы крупного и среднего диаметра (187,81±11,18 мкм), что соответствует аналогичному показателю в исследовании Я.Г. Адамовой (2003) «до 200 мкм». В нашем исследовании высота тиреоидного эпителия также была небольшой (4,86±0,09 мкм) и была сопоставима с размерными характеристиками эпителия узлового нетоксического зоба, однако ширина эпителия составляла 5,45±0,08 мкм, что характеризует форму клеток как кубическую, которая являлась преобладающей (82,5%). Размерные характеристики фолликулярного эпителия сопоставимы с данными О.А. Калминой (1995), где высота эпителиальных клеток составила 6.44±0.09 мкм. [5] В исследовании Я.Г. Адамовой (2003) описывается преобладание кубического эпителия в 78,3% случаев, а также наличие единичных цилиндрических клеток в 60% случаев и единичных уплощенных клеток в 30,4% случаев, близкие результаты были получены и в нашем исследовании. Ядра эпителиальных клеток округлой формы были обнаружены нами в 60% случаев, овальная форма ядер наблюдалась в 10% случаев. Однако в исследовании Я.Г. Адамовой (2003) округлые ядра отмечались в 100% случаев. В нашем исследовании сетчатый коллоид был обнаружен в 50% случаев, гомогенный - в 30% случаев, краевая вакуолизация выявлялась в 70% случаев. В исследовании Я.Г. Адамовой (2003) в 82,6% случаев преобладал гомогенный коллоид, в 69% случаев выявлялся плотный коллоид, краевая вакуолизация была обнаружена в 60,8% случаев (рис. 2).

В группе диффузных токсических зобов в нашем исследовании размеры фолликулов составляли 177,88±3,84 мкм, что превышает аналогичный показатель в исследовании О.А. Калминой (1995) (103,41± 5,04 мкм), но сопоставимо с результатами Я.Г. Адамовой (2003) (100-200 мкм). Высота тиреоидного эпителия в нашем исследовании составила 5,63±0,09 мкм, что несколько ниже, чем в Саратовской области (9.18±0.24 мкм). Форма эпителиальных клеток нами определялась как кубическая в 45,8% случаев, в 31,3% случаев отмечалось небольшое количество плоских клеток. В Саратовской области кубические клетки преобладали в 90% случаев. Форма ядер была нами определена как округлая в 52,1% случаев, в 20,8% случаев встречалось небольшое количество овальных ядер. В работе Я.Г. Адамовой (2003) округлые ядра определялись в 70% случаев, умеренное количество овальных ядер отмечалось в 50% случаев. Состояние коллоида в нашем исследовании отмечено как гомогенное в 66,7% случаев, единичные случаи сетчатого коллоида обнаруживались в 54,2% случаев, краевая вакуолизация преобладала в 83,3% случаев.В Саратовской области гомогенный коллоид встречался в 60% случаев, умеренное количество сетчатого коллоида регистрировалось в 60% случаев, краевая вакуолизация обнаруживалась в 50% случаев (рис. 3).

При аутоиммунном тиреоидите фолликулы имели примерно равный диаметр как в Пензенской, так и в Саратовской области (133,37±6,61 мкм в нашем исследовании, 116.55±5.18 мкм в работе О.А. Калминой (1995), 100-150 мкм в работе Я.Г. Адамовой (2003)). Тиреоидный эпителий в Пензенской области имел несколько меньшую высоту (5,92±0,15 мкм) по сравнению с аналогичным показателем Саратовской области (7.49±0.11 мкм). Кубическая форма эпителиальных клеток отмечалась нами в 66,7% случаев, в 14,3% преобладал уплощенный эпителий. В Саратовской области кубические эпителиальные клетки преобладали в 75% случаев. Округлая форма ядер нами была выявлена в 76,2% случаев, в 23,8% случаев наблюдалась овальная форма ядер. В исследовании Я.Г. Адамовой (2003) округлые ядра преобладали в 50% случаев, умеренное количество овальных ядер отмечалось в 20,8% случаев (рис. 4).

В патоморфологической картине аденом на фоне полиморфизма клеточных структур и в нашем исследовании, и в исследовании Я.Г. Адамовой (2003) преобладал кубический эпителий (87,5%) с округлыми, преимущественно гиперхромными ядрами (70,8%).

В картине папиллярного рака щитовидной железы на первый план выходит полиморфизм клеточных структур с развитием сосочковой пролиферации эпителия. При этом в нашем исследовании преобладали папиллярные структуры с короткимисосочками (82,4%), а в работе Я.Г. Адамовой (2003) отмечались длинные сосочки (54,2%), и ветвящиеся сосочковые структуры (29,2%).

Заключение

Таким образом, при достаточно типичной для нозологических форм щитовидной железы патоморфологической картины, имеется ряд значимых отличиймикроморфометрических характеристик, наблюдаемых у жителей Пензенской и Саратовской областей, которые могут быть проявлением региональных особенностей экологических условий. Узловой нетоксический зоб характеризовался сходными размерами фолликулов, но имеются различия в форме фолликулярных клеток и их ядер. Узловой токсический зоб имел сопоставимые размеры фолликулов и тироцитов, при различной форме ядер.При анализе диффузного токсического зоба были отмечены значительные различия в размерах фолликулов, высоте и форме клеток. Аутоиммунный тиреоидит и аденома щитовидной железы не имели выраженных микроструктурных различий. Рак щитовидной железы характеризовался различной формой сосочковых структур.

Конфликт интересов

Работа выполнена в рамках приоритетного направления научно-исследовательской деятельности Пензенского государственного университета на 2011-2016 годы №4 «Биомедицинский кластер»

Литература

  1. Черников Р.А., Воробьев С.Л., Слепцов И.В. и др. Узловой зоб (эпидемиология, методы выявления, диагностическая тактика) // Клиническая и экспериментальная тиреоидология. 2013. Т. 9. № 2. С. 29-35.
  2. Адамова Я.Г. Патоморфологический анализ щитовидной железы у населения некоторых техногенно загрязненных городов Саратовской области: дис. … канд. мед. наук. Саратов, 2003. 239 с.
  3. Калмина О.А. Значение иммуноморфологических трансформаций в развитии патологии щитовидной железы: дис. ... канд. мед. наук. Саратов, 1995. 176 с.
  4. Орлинская Н.Ю. Морфоэкологическое исследование патологии щитовидной железы у жителей Нижегородской области: дис. … д-ра мед. наук СПб., 2009. 184 с.
  5. Степанов С.А., Гуляев А.И., Лисенкова Л.А. Морфология заболеваний щитовидной железы у детей. Саратов, 1988. 126 с.

Рисунки

Рисунок 1. Макро-микрофолликулярный нетоксический зоб. Окраска гематоксилином и эозином, Х400 Рисунок 2. Макро-микрофолликулярныйтоксический зоб. Окраска гематоксилином и эозином, Х400
Рисунок 3. Диффузный токсический зоб. Окраска гематоксилином и эозином, Х400
Рисунок 4. Аутоиммунный тиреоидит. Окраска гематоксилином и эозином, Х100
0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика