Skip to Content

Забота о себе как механизм преодоления болезни

ID: 2017-01-2164-A-11164
Оригинальная статья (свободная структура)
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского» Министерства здравоохранения РФ

Резюме

Рассмотрена роль болезни в формировании личности и положительное влияние заболевания на характер человека. Делается вывод, что экзистенциальный выбор индивида в болезни определяет направление его жизни. Авторы утверждают, что философия «заботы о себе» помогает человеку преодолевать период физических страданий и повышает его мотивацию бороться с болезнью, а впоследствии придерживаться здорового образа жизни.

Ключевые слова

болезнь, философия заботы о себе

Статья

Болезнь — это экзистенциальное событие, которое требует специального отношения. Болезнь — неотъемлемая часть жизни, а также одно из проявлений человеческой сущности. Физическое состояние зависит от убеждений индивида, егоценностей и эмоционального настроя [3]. А это уже касается сферы религии и философии, поскольку радость и убежденность человека, что болезнь не так уж страшна, имеет положительный эффект для здоровья [2].

Болезнь — это экзистенциальное событие, которое требует специального отношения. Болезнь — неотъемлемая часть жизни, а также одно из проявлений человеческой сущности. Физическое состояние зависит от убеждений индивида, егоценностей и эмоционального настроя [3]. А это уже касается сферы религии и философии, поскольку радость и убежденность человека, что болезнь не так уж страшна, имеет положительный эффект для здоровья [2].

Болезнь — это экзистенциальное событие, которое требует специального отношения. Болезнь — неотъемлемая часть жизни, а также одно из проявлений человеческой сущности. Физическое состояние зависит от убеждений индивида, егоценностей и эмоционального настроя [3]. А это уже касается сферы религии и философии, поскольку радость и убежденность человека, что болезнь не так уж страшна, имеет положительный эффект для здоровья [2].

Болезнь — это экзистенциальное событие, которое требует специального отношения. Болезнь — неотъемлемая часть жизни, а также одно из проявлений человеческой сущности. Физическое состояние зависит от убеждений индивида, егоценностей и эмоционального настроя [3]. А это уже касается сферы религии и философии, поскольку радость и убежденность человека, что болезнь не так уж страшна, имеет положительный эффект для здоровья [2].

Философия и медицина взаимосвязаны. Древнегреческий философ Сократ сказал: «Нельзя лечить тело, не леча душу». Первый директор медицинского факультета Московского университета М.Я. Мудров (1776-1831) отмечает: «Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом считаю заметить, что есть и душевные лекарства, кои врачуют тело». Всвязи с этим следует задуматься, что же помогает человеку бороться со своим заболеванием.

Во-первых, немалую роль играет осмысление вклада болезней в формирование личности человека, его характера [2]. Больного может глубоко понять только тот, кто сам испытал тяжесть болезни. Болеющий человек волей или неволей научается сопереживать другим. А такое изменение восприятия окружающих можно рассматривать, как положительное следствие болезни.

Кроме того, болезни являются противоядием от гордыни и самоуверенности, поскольку ставят человека в зависимость от окружающих и заставляют его замечать их помощь и быть при этом благодарным. Надменный человек обычно не прислушивается к добрым советам окружающих, не замечает опасности некоторых своих желаний, что может привести к полному разочарованию и краху его судьбы. А потому уменьшение гордыни человека вследствие серьезных болезней — положительное изменение его характера.

Во-вторых, заболевания могут способствовать развитию коммуникативных способностей.

Как правило, молодой и здоровый человек склонен полагаться только на свои силы и это существенно его ограничивает, поскольку он может не вовлекать других людей в свои проекты. Ослабление здоровья заставляет его понимать ценность коллектива, принуждает к формированию команды. Для этого ему приходится строить доброжелательные отношения с людьми, здраво оценивать их деловые качества, ставить достижимые цели и находить средства их достижения, вдохновлять сотрудников к единым действиям, решать конфликтные ситуации. Человек возможно никогда и не занялся этим, если бы не слабость в его здоровье, а ведь хорошая команда может достичь гораздо больших успехов, чем каждый из ее состава по-отдельности.

В-третьих, болезни напоминают человеку, что здоровье не вечно и поэтому приводят его к мысли, что надо в определенной мере заботиться о своем будущем и особенно о неминуемой старости. К тому же, серьезное ухудшение здоровья и, особенно, угроза смерти заставляют его задуматься о смысле жизни и о том, что на самом деле представляет ценность, во что стоит вкладывать свои силы. Так что беззаботный прожигатель жизни в результате болезни и своих размышлений может стать серьезным человеком, заботливым супругом и родителем, или даже вдохновиться на подвиги и жертвенное отношение к другим людям.

Именно переосмысление своей жизни и ценностей может мотивировать человека к борьбе и победе над болезнью, даже считающейся смертельной. Знаменитый французский писатель и философ эпохи Возрождения М. Монтень сказал: «Подобно тому, как враг, увидев, что мы обратились в бегство, еще более распаляется, так и боль, подметив, что мы боимся ее, становится еще безжалостней. Она, однако, смягчается, если встречает противодействие. Нужно сопротивляться ей, нужно с нею бороться.» Так что выздоровление в немалой степени зависит от настроя человека, а не только от медицины.

Можно сделать вывод, что болезнь очень сильно влияет на формирование человека, как личности, а это, в свою очередь, во многом определяет его жизнь и поведение в обществе. Именно болезнь делает человека человеком. Здоровье и болезнь — конечные и итоговые результаты многих составляющих человеческой жизни.

Роль философии в процессе выздоровления также нельзя переоценить. Философия, согласно Пьеру Адо, это не обычная теория, а комплекс практик и методик, направленных на преобразование человека. Философия как «искусство жить» определяет образ жизни. Чтобы быть в согласии со своим организмом, человеку необходимо ежедневно уделять немного времени на заботу о своем здоровье и психосоматическом благополучии.

Мишель Фуко выделял такое понятие как «культура себя» - культура, в которой были усилены и переоценены внутренние связи с самим собой и повышена значимость отношения к себе. Общее представление о «культуре себя» дает принцип «заботы о себе», которому подчинено искусство существования.

Философия заботы о себе является такой позицией, которая меняет мотивационное поле жизни больного, поскольку благодаря ей происходит формирование таких качеств, как мудрость, справедливость, умеренность своих потребностей и интересов, рациональность целей и средств их достижения. Философия заботы — это культура владения совокупностью практических навыков и умение жить в обществе, умение вести здоровый образ жизни [2].

В отличие от преходящих радостей, вызванных внешними вещами, радость, которая достигается на пути обращения к себе, рождается нами в нас самих. Философия заботы, в этой связи, является универсальной медициной, которая воспитывает стремление выстроить жизнь таким образом, чтобы жить долго, при этом быть здоровым, радостным и счастливым.

Человек — диалектическое (взаимозависимое) единство биологической и социальной сторон жизни. Наиболее глубокую разработку этой темы проводит Эпиктет в своих «Беседах»: человек определен как существо, посвятившее себя заботам о себе, - в этом его отличие от всех других существ, которые все необходимое телу находят готовым; человек же благодаря своему разуму способен свободно распоряжаться самим собой. Эта уникальная способность дает человеку возможность и вместе с тем вменяет ему в обязанность заботиться о себе; обеспечивает свободу, вынуждая принимать самих себя, как предмет всей своей деятельности.

Философия заботы — это проявление желания человека быть здоровым, формировать собственную установку на здоровье, владеть искусством сохранять жизнь в разнообразных формах. Культура заботы о себе, таким образом, тесно переплетается с общением с другими, осознание взаимной зависимости всех нас в целостном культурном пространстве современного мира [1].

Поэтому можно утверждать, что «если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам» [Сократ]. Экзистенциальный выбор человека в болезни способствует улучшению качеств человеческой личности и переходу его к здоровому образу жизни. Кризис, переживаемый человеком во время болезни, активизирует его внутренние силы, что приводит к облегчению и наполняет жизнь новым смыслом.

Литература

1. Андриянова Е.А., Кузнецова М.Н., Горшенина В.И., Катрунов В.А. Философия заботы как мировоззрение // Современная формула заботы: консолидация идей и ресурсов. — 2016. — С. 13-14

2. Матвеева Н. Н., Кузнецова М. Н. Взаимосвязь философии и личности // БМИК, — 2012. Т.2. №11. — С. 859

3. Сорина Г. В. Коммуникативное пространство VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6-10 октября 2015 г. ) // Ценности и смыслы. — 2015. №5 (39). — С. 143-151

0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика