Skip to Content

Потребление как способ существования и потребительство как гибель общества.

ID: 2017-01-4388-A-11460
Оригинальная статья (свободная структура)
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Резюме

В данной статье рассматривается проблема потребительства современного общества. 

Ключевые слова

Потребительство, запланированное устаревание, статусное потребление.

Статья

Потребление как способ существования и потребительство как гибель общества

Зильберман Г.

Потребление как способ существования и потребительство как гибель общества

Зильберман Г.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель – доцент А.А. Живайкина

Потребление - использование природных и искусственных вещей. С момента возникновения человека оно служило обеспечению его витальных базисных потребностей: потребность в пище, в крыше над головой, одежде, в элементарных условиях и предметах быта. Являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, потребление занимает доминирующее место как в сознании отдельно взятого человека, так и в современном российском и мировом обществе, приобретая все большие масштабы и значение. 

По истечению времени потребление утратило свою основную функцию – оно перестало быть средством для поддержания жизни человека. Множась и превалируя в головах людей, оно переросло в потребительство. Проблема потребительства современных людей очень важна к рассмотрению и именно она послужила темой для этой работы. 

Термин «общество потребления» был введен Эрихом Фроммом еще в двадцатые годы прошлого столетия. «Суть установки, присущей потребительству, состоит в стремлении поглотить весь мир. Потребитель – это вечный младенец, требующий соски» [1], — писал Эрих Фромм. Потребительство – не функциональный обмен денег на товар ради его полезности, а обмен символический. Различные компании предлагают нам удовлетворить колоссальное количество надуманных потребностей, окружающих нас повсюду и кажущихся нам такими же естественными, как ежедневный утренний кофе.

  Современный образ потребления имеет одну особенность: оно, как правило, одноразовое, при этом наблюдается тенденция к постоянному снижению срока пользования вещами. Это называется «эффектом запланированного устаревания» [2] - крупнейший заговор производителей. Любой пожилой человек скажет вам: товары в магазинах давно уже «не те». Доказательство тому «Столетняя лампа» - лампочка накаливания в одной из пожарных частей города Ливермор, штат Калифорния, начавшая светить в 1901 году, и не прекратившая и по сей день. Во времена, когда для современных ламп нормальным временем службы считается тысяча часов, она является настоящей достопримечательности той эпохи, когда товары производились не для того, чтобы сломаться, как можно скорее. Сегодня на нее может посмотреть любой желающий: в Интернет транслируется изображение с веб-камеры, обновляющееся каждые 30 секунд. Это значит, что ничто не мешает производить лампы накаливания и любые другие товары, сроком службы которых будет составлять несколько десятков лет. Но это невыгодно компаниям, поэтому они намеренно занижают ресурс своей продукции, таким образом, спрос на товар никогда не пропадает, а в карманы и на банковские счета дельцов идет бесконечный поток прибыли от обманутых потребителей, многие из которых даже не подозревают о подобном явлении, подчинившему весь рынок. В современном обществе оно царит уже повсеместно во всех сферах производства: смартфоны, аккумуляторы которых выходят из срока по истечению гарантийного периода, принтеры, в которых уровень краски контролируются специальным чипом, не позволяющим производить печать черным по белому если уровень хотя бы желтых чернил опустился ниже отмеренного предела, что позволяет производителям зарабатывать на производстве картриджей больше, чем на производстве самих принтеров. Список можно продолжать бесконечно. Главное, что производство любого товара требует ресурсов, часто природных, часто невосполнимых. То есть, все мы осуществляем уже вторичное потребление. Природные богатства были затрачены на вещь, даже если она ни разу не была использована. Ведя такую политику потребления, расточительству нет предела.

Другой способ стимулирования к осуществлению покупок — это вынужденное устаревание вещей, другими словами, мода. Этот принцип диктует нам, что покупать начиная с одежды и заканчивая техникой, автомобилями и недвижимостью, когда покупать, как и где, и многие слепо идут у него на поводу. Например, одежда сегодня в моде в одном фасоне и цвете, завтра в другом. И каждый раз приходится покупать новое, чтобы соответствовать изменяющимся условиям, ведь носить то, что уже немодно просто неудобно. Так же и с техникой. Новенький компьютер через два года становится уже древностью, у общества появляется повод для осуждения: твой компьютер устарел в дизайне, великоват на несколько сантиметров в толщине и ему не хватает пары дюймов диагонали экрана. Под давлением общественного мнения и желания быть современным, мы приобретаем новые вещи или технику, несмотря на то, что старая ещё не успела отработать свой срок службы. Так мы приходим к статусному потреблению. 

Статусное или демонстративное потребление - потребления потребительских товаров, которое, в свою очередь, способствует получению статуса и символизирует его в глазах самих индивидуумов и значимого для них окружения [3]. «Потребление элитных товаров - определенный социальный код» [4] — говорит Джайлз Слейд. То есть, товары в меньшей степени измеряются полезностью и становятся символом личности или индивидуальности, по сути превращая индивидуальные желание в эмоциональные потребности показать и выделить себя перед обществом, продемонстрировать свое «благополучие». Так получается, что мы окружаем себя вещами, единственная польза от которых это возможность обладать ими. Проанализировав этот вопрос, Э. Фромм пришел к выводу о фундаментальном характере противоречия между «иметь» и «быть». Он пишет: «Современные потребители могут определять себя с помощью следующей формулы: я есть то, чем я обладаю и что потребляю. Все эти соображения, по-видимому, говорят о том, что людям присущи две тенденции: одна из них, тенденция «иметь», «обладать», в конечном счете, черпает силу в биологическом факторе стремления к самосохранению» [1]. Проблема в том, что сила, побуждающая нас к инстинктивному ответу, искусственно навязывается нам СМИ, социумом и другими внешними источниками, и представление о «благополучие» мы черпаем из рекламных роликов.

Особенно катастрофично потребительство в отношении природных ресурсов. Человек не только берет у природы слишком много, беда в том, что он почти ничего не возвращает. А если и возвращает, то зачастую это лишь огромные кучи мусора, образующие свалки, каждая из которых может занимать по несколько сотен гектаров земли, неся вред экологии всей Земли. Потребительство создает массовый поток отходов, которые сбрасывают в страны третьего мира, например, в Гану, где находится крупнейшая свалка электронного мусора в мире. Газы, накапливающиеся в гниющих свалках взрывоопасны и нередко приводят к пожарам. На огромные расстояния от источника разносятся различного рода вредные вещества, являющиеся причиной опасных инфекций и болезней. Утилизация мусора с помощью современных технологий - это необходимая мера, которая способна во многом разрешить экологическую ситуацию, и в разы снизить расточительство природных ресурсов. Остра угроза истощения природных ресурсов, учитывая уровень, который достигло потребительство за последние десятилетия. Такими темпами, человечество вполне может «промотать» природное богатство, которым можно пользоваться миллионы лет, всего за несколько столетий.

Подводя итог вышесказанному, утверждаем, что потребление, основанное на необходимых потребностях - поддерживает жизнь и развивает ее, потребительство жизнь подчиняет и угнетает. Выходит так, что не вещи служат жизни, а она тратится на их изготовление, приобретение, использование. Потребительское поведение расточительно и иррационально. Мы можем видеть расточительство как на уровне одного индивида, так и на уровне крупных социальных объединений, государств. Огромное количество вещей и продуктов пропадает на складах, при транспортировке, в авариях и катастрофах. Единственное что можно сделать в этом ситуации — изменить образ жизни, сократить потребление, отказаться от потребительтва, как стиля жизни. Для этого необходимо заменить экономическую модель на такую, которая будет иметь структурные стимулы, возрождающие экономию, подлинную технологическую эффективность и устойчивое развитие. Уже сейчас звучать призывы некоторых деятелей культуры и общественных движений обратить внимание на особенность и оригинальность каждого человека самого по себе, перестать выражать индивидуальность статусными товарами, расходуя денежные средства напрасно, приобретая излишнее. Они открыто заявляют, что существуют силы, способные подтолкнуть производителей к увеличению качества и срока службы различных изделий, что производство товаров массового потребления не должно основываться на простоте, которая порождает культуру одноразовых вещей, а, в первую очередь, оно должно прислушиваться к нуждам людей, выпуская продукцию с большим сроком службы. К сожалению, выступления такого рода пока еще совсем редки и не распространены и потому не могут противостоять крупным производственным корпорациям, агрессивной настойчивости маркетинговых фирм и рекламных агентств, разжигающих потребительский азарт.

Литература

  1. Фромм Э. Иметь или быть. – М.: АСТ, 2000.
  2. Адам Хэдхейзи, «Запланированное устаревание» коварный заговор производителей? [Электронный ресурс] // BBC Future - 18 июля 2016. - Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/vert-fut-36798142 (Дата обращения: 05.11.16)
  3. Веблен Т. "Теория праздного класса". М., Прогресс, 1981
  4. Giles Slade. Made To Break: Technology and Obsolescence in America. Cambridge, MA: Harvard. University Press, 2006.
  5. Иванова И.Н. Стиль потребления как социальный процесс и способ идентификации: социологическая интерпретация. – Саратов: Издательство Поволжского межрегионального учебного центра, 2004. 
  6. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: «Рудомино», 1995.
  7. Жилина Л.Н. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности. – М., 1988.
  8. Беликова Т.А., Живайкина А.А. Общество потребления: прогресс или деградация // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – Т. 5. – № 12. – С. 1787.
  9. Мусорин Е.Д., Живайкина А.А. Характерные черты элитарной культуры в ХХ веке // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2015. – Т. 5. – № 5. – С. 836.
5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)



Яндекс.Метрика