Skip to Content

Целебное пение: история и современность

ID: 2017-01-4388-A-11497
Оригинальная статья (свободная структура)
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Резюме

На основании  исследований, проведенных многими учеными, были  получены результаты, которые свидетельствуют о том, что целебное пение очень эффективно при лечении больных. В результате анализа  механизмов физиологии  человеческого голоса  выявлено значительное влияние звуков на психическое и соматическое состояние индивида.

Ключевые слова

Звуковое лечение,вокалотерапия, психическое и соматическое состояние

Статья

Методы

В данной статье были использованы такие теоретические методы как: изучение научной литературы, соответствующей заявленной проблеме; метод наблюдения.

Введение

Еще в давние времена целебное пение считалось одним из самых эффективных средств лечения недугов. Какие болезни больше подвержены воздействию пения? В чем заключаются механизмы этого воздействия? Заявленная проблема значима и в настоящее время. Прослушивание музыки может поднять настроение, успокоить и придать бодрости. Во время звучания приятной для слуха композиции повышается концентрация внимания, мозг начинает лучше работать. Все звуки, по-разному влияют на работу внутренних органов в зависимости от частоты, силы и других параметров.

Научившись передавать свои эмоции с помощью голоса, человек получает сильнейшее средство для снятия напряжения и для выражения своей личности. Искусство пения – это одно из важнейших факторов здоровой жизни. Из всех средств музыкотерапии сильное влияние на тело оказывает как раз таки пение. Когда человек болен, его голос садится, становится без эмоциональным и не звучит с той же целебной силой, что раньше. С помощью собственного пения возможно воздействие на болезненный орган. Каждый из органов тела имеет свое собственное звучание. У больных органов оно более тусклое и безжизненное. Это ненормальное звучание можно исправить с помощью вокалотерапии. Её методы используются во всем мире для лечения и профилактики физических и психических расстройств.

Хоровое пение способствует настройке голосов певцов даже с плохими вокальными данными. Гармоничная работа мышц, которые участвуют в голосообразовании, производит настройку ритма для многих внутренних органов. Громкое звучание множества голосов приводит к плодотворной работе внутренних систем, тем самым улучшая работу всего организма. При пении происходит удаление молочной кислоты и других метаболитов, расширяются сосуды, снижается артериальное давление.

Цель исследования - выявить влияние вокалотерапии, как одного из самых важных направлений восстановительной медицины, в методологической основе которого лежит использование вокального искусства с лечебно-профилактической целью на легкие и другие важные органы нашего организма.

Основная часть

Звук является уникальным инструментом, дарованный человеку самой природой. И более совершенного музыкального инструмента, который подходил бы для конкретного человека, не существует. В ходе многочисленных исследований учёными было установлено, что звук в момент пения, только на 15-20 % уходит во внешнее пространство, остальная часть поглощается внутренними органами, тем самым приводя их в состояние вибрации. Существует теория, что наши предки раньше научились петь, чем говорить. На протяжении многих столетий пение служило самым эффективным, и чуть ли не единственным, средством для борьбы с различными недугами.

У детей, которые обучаются  в музыкальных школах, отмечается повышенное внимание, они более сосредоточены  на учебном процессе. Такие дети менее подвержены простудным заболеваниям,  имеют стойкий  иммунитет. Диапазон голоса у поющих детей достигает 3000 колебаний в секунду. Эти вибрации полностью пронизывают их организм,  улучшая при этом кровообращение и обмен веществ.

Очень часто, специалисты рекомендуют будущим мамам разговаривать со своим малышом, включая классическую музыку. Также полезно петь колыбельные песенки и рассказывать сказки. Малыш  воспринимает голос матери за эталон. Чаще всего, такие дети связывают свою жизнь с искусством, с музыкой. «Так, несколько десятилетий назад во Франции выдающийся акушер Мишель Оден организовал в своей клинике хор из будущих мам. Для них были разработаны несложные вокальные упражнения. В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и здоровые малыши»[10] . Изучая  исследования западных ученых, мы пришли к выводу, что у певцов оперной группы, пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу.

Во всем мире с помощью хорового пения эффективно лечат детей от заикания. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга. Таким же образом занятия в хоре помогают детям, имеющим дефекты произношения звуков. По наблюдениям отечественных педагогов, те дети, которые посещают уроки вокала, меньше подвержены болезням  и имеют высокую успеваемость в учёбе. Например, в Германии, у одной  девочки  8-и лет была бронхиальная астма в тяжелой форме. С ней провели комплексное лечение и вокалотерапию. После этого девочка стала петь в хоре, и  всерьез увлеклась пением. И болезнь отступила.

В России изучать звуковое лечение  впервые стали в начале прошлого века по инициативе знаменитого медика, рефлексолога Владимира Бехтерева. Именно он создал из числа музыкантов и учёных специальный комитет, изучавший всевозможные музыкально-терапевтические эффекты. Эти люди выясняли, как музыка воздействует на центральную нервную, а также другие системы человека – двигательную, сердечно - сосудистую, дыхательную.

Лечебными свойствами обладает голос далеко не каждого певца. Бывают голоса, которые оказывают прямо противоположное действие. Таким образом, нами было проведено следующее исследование среди студентов 2 курса СГМУ им. В.И. Разумовского, в нем приняли участие 135 человек.Для слушания им были предложены: песня «Детки» рок – группы «Люмен» и песня «Аве Мария » Ф.Шуберта в исполнении Р.Лоретти.

Непосредственно перед прослушиванием данных композиций, испытуемые были осведомлены о предстоящим эксперименте, это делает его лабораторным, т.к. при естественном они бы ничего  о нём не знали. Так же мы прибегли к методу анкетирования, и с помощью простых психологических вопросов, узнали об их самочувствии перед началом эксперимента. В момент прослушивания обеих композиций методом наблюдения нами было выявлено поведение испытуемых: при первой композиции они вели себя активнее, чем при второй, следовательно, большинство людей смогло расслабиться только при прослушивании второй мелодии.

 После  каждой из мелодий студентам предлагалось ответить на точно такую же анкету, что была выдана им перед началом эксперимента, но только на этом нельзя было бы построить всю картину воздействия этих песен на психическое и соматическое состояние, поэтому мы  провели устный опрос об их впечатлениях от композиций.

80% - почувствовали себя лучше во время звучания голоса Р. Лоретти, Эта песня, как сказали ребята, успокаивает, расслабляет, навевает воспоминания о чём – то хорошем, вызывает желание подпевать. А песня рок- группы «Люмен» была отмечена  как агрессивная, напряжённая, с оттенком отчаяния. Она вызывала у студентов отрицательную реакцию. Во время звучания песни состояние  было возбуждённым, учащалось сердцебиение, хотелось, чтобы она быстрее закончилась. Предполагая такой результат, песню рок – группы мы предложили послушать первой, а голос Робертино Лоретти вторым.

В итоге получили  следующие результаты:

- 80% студентов чувствовали улучшение самочувствия от песни «Аве

Мария»

- 20% студентов получили заряд бодрости от песни «Детки».

Это свидетельствует о том, что каждый человек воспринимает одну и ту же композицию по-разному, следовательно, и музыкотерапия для каждого должна быть особенной. Однако существует и музыка, способная помочь почти каждому кто прибегнет к её помощи. К этой категории композиций, безусловно, можно отнести композиции Моцарта.
Музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Она удивительно точно находит различные «болевые» точки и органично встраивается в самые невидимые уголки души и тела каждого человека. Этот феномен позволяет говорить, о так называемом, Моцарт-эффекте.

В результате многолетних наблюдений врачи пришли к выводу, что музыка Моцарта помогает тем, кто болен болезнью Альцгеймера. Сонаты Моцарта уменьшают количество эпилептических приступов. В Швеции роженицы слушают перед родами музыку Моцарта, в результате чего, по утверждению ученых, снижается детская смертность. Именно музыка Моцарта помогла французскому отоларингологу побороть заикание у Жерара Депардье. Два часа ежедневного прослушивания музыки Моцарта за два месяца излечило заикание у знаменитого актера.

Исходя из этого можно с уверенностью заявить, что Моцарт, был по истине человеком своего дела, так как и по сей день, его музыка живёт, восхищая её ценителей и помогая людям в лечении разного спектра болезней и недугов, поднимает настроение и помогает отдохнуть, наслаждаясь приятной негой звучания великих произведений.

Продолжая тему влияния музыки на организм человека, стоит отметить, что она оказывает воздействие на эмоции и закрепляет их в подсознании на довольно длительный период, а эмоции оказывают важную роль в выздоровлении человека. Как пример можно взять двух людей с одним и тем же смертельным диагнозом. Один впадёт в глубокую депрессию, замкнётся в себе, испытает спектр негативных эмоций и, в конце концов, убьёт себя сначала на психическом, а затем и физическом уровне. А другой будет искать в этом что-то хорошее и начнёт уделать время тем вещам которые любит, а значит испытывать эмоции положительные, и тем самым продлит себе жизнь психическую, а, следовательно, у него есть шанс на выздоровление, и такие случаи не редкость в медицине. А музыка при этом закрепляет у человека ту, или иную эмоцию, и чем больше приятной музыки будет слушать человек, тем более устойчивым будет психическое здоровье больного, следовательно, и сам человек будет чувствовать себя намного лучше.
Этого мнения придерживался и отечественный учёный, доктор педагогических наук  В.И. Петрушин. Он считал, что заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера. Подходя к человеку в целом, В. Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому выздоровлению, то есть он должен проявлять не только работу с организмом, но и со своими мыслями и чувствами. По его мнению, психику детей можно лечить только с помощью музыки, исключая любые другие способы лечения. «При этом должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, для каждого пациента должна формироваться музыкальная программа, которая впоследствии станет ключом к психически уравновешенной личности. Данная программа должна полностью избавлять ребёнка от агрессии и негативных эмоций, развивать только положительные качества, преобладающие у ребёнка и  формировать здоровую и крепкую психику»[2].

Результаты

Исходя из проведенных нами исследований, можно с уверенностью сказать, что музыкотерапия действительно  оказывает влияние на психическое и соматическое состояние человека, она может помочь в лечении, но, к сожалению, этот вопрос не был изучен в древности, и  даже в современном мире его не воспринимают всерьез. Им занимались и продолжают заниматься лишь единицы учёных, и у многих бы это получилось, если бы этому вопросу уделили внимание другие представители научного мира.

До сих пор целебное пение остаётся «чудом», так как многие воспринимают исцеление болезней с помощью методик музыкотерапии чем- то необъяснимым, однако при этом младенцам и пожилым людям советуют включать Моцарта и других классиков, чьи произведения благотворно влияют на психические и физиологические процессы организма.
Возможно в будущем эта отрасль терапии будет полностью изучена и получит широкое применение в медицине, а пока активно применяется лишь часть того мира целебной музыки, что предстоит открыть.

Литература

1)    Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

2)    Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

3)    Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.

4)    Георгиев Ю. Музыка здоровья: [Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии]// Клуб. – 2001. - №6. – с.39.

5)    Любан-Плоцца Б., Побережная Г., Белов О. Музыка и психика. — К., 2002

6)    Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г.Декер-Фойгт. — СПб.: Питер, 2003

7)    Эффект Моцарта - Дон Дж. Кэмпбелл, КУБ, 2010

8)     Самсонова  Г. О. Принципы гармонии и симметрии в коррекции энергоинформационного гомеостаза с помощью звукового воздействия / Г. О. Самсонова // Вестник новых медицинских технологий. - 2006. - Т. XIII. - № 3. - С. 178-179.

9)     Колганов  И. Наш организм лечат его собственные волны / И. Колганов // Человек и наука. - 2003. - № 1. - С. 22-23.

10) Кузина Н.В. Мир православия// URL: http://www.baltwillinfo.com/mp06-09/mp-17.htm(10.12.2016)

5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (4 голоса)



Яндекс.Метрика