Skip to Content

Исследовательская работа на тему "Отношение людей к новым религиозным движениям"

ID: 2017-01-35-A-11882
Оригинальная статья (свободная структура)
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Резюме

Кузнецов З.В., Черникова Д.Г.

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Ермолаева Е.В.

Исследовательская работа на тему "Отношение людей к новым религиозным движениям" Данная статья написана с целью ознакомления читателей об отношении людей к новым религиозным движениям. В процессе создания были использованы различные материалы как литературные,так и взятые из других достоверных источников. Результатом исследования стало выявление отношения людей к новым религиозным движениям. В заключении говорится о причинах новых религиозных движений, которые привлекают людей. Новые религиозные движения, культы.

Ключевые слова

Новые религиозные движения, культы .

Статья

 «Нетрадиционные культы», «религии Нового века», «неорелигии», «внеконфессиональные, неканонические верования», «альтернативные культы», «молодежные религии» — так обозначают ряд религиозных явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е гг. XX в. Эти годы характеризуются кризисом традиционных, исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всего христианства, являвшегося существенным элементом западноевропейской и американской систем ценностей. Органически вписанные в социальные структуры, традиционные религии оказались «ответственными» за социальные недуги. Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни — все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, новой «науки жизни» [1, 3, 7]. Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады в общественных настроениях, резко обличали пороки общества, рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев высшей мудрости и морали [8, 9].

Последователями «нетрадиционных культов» становилась преимущественно молодежь, образованная, материально обеспеченная, но с нарушенными социальными связями [4, 6]. Кроме разочаровавшихся участников различных форм социального протеста, «нетрадиционные культы» становятся домом для людей, переживших различные потрясения [2, 5].

Цель исследования анализ знаний жителей Саратова и области о новых религиозных движениях и отношения к ним различных возрастных групп.

В ходе исследования были опрошены жители Саратова и Энгельса (N=40). 20 человек в возрасте 15-30 лет и 20 человек в возрасте 30-50 лет.

На первый вопрос 11 человек из младшей возрастной группы ответили, что массовое распространение новых религиозных движений приходится на XIX век, и столько же человек старшего поколения считает, что на XX век.

Отличительной чертой этих движений считают высокую роль эмоционально-психологической составляющей (16 и 14 респондентов соответственно) и лидерские качества основателя (4 и 6 респондентов соответственно).

Основными причинами распространения новых религиозных движений в России респонденты считают нестабильная социальная обстановка 1990-х годов ХХ века (10 и 7 человек) и разочарование в прежней системе ценностей (10 и 13 респондентов соответственно). 

14 респондентов младшей возрастной группы полагают, что новые религиозные движения получили наибольшее распространение в США. Такого же мнения придерживаются 9 респонедентов второй возрастной группы, но еще 8 опрошенных считают, что наибольшее распространение новые религиозные движения получили в России.

 13 человек младшей возрастной группы и 12 человек старшей ответили, что им наиболее известно движение, как Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны). Но кроме, того представители второй возрастной группы, назвали Белое братство, пятидесятников и др.

 Среди молодежи встречается меньше знакомых -  последователей новых религиозных движений - 14 респондентов ответили, что не имеют таких знакомых. 15 опрошенных человек старшей возрастной группы ответили, что имеют подобных знакомых.

На вопрос «Как Вы относитесь к новым религиозным движениям и культам?»  15 человек с первой группы ответили, что относятся нейтрально, остальные отрицательно. 11 человек старшей возрастной группы ответили, что относятся отрицательно и 9 человек нейтрально.

При этом представители младшей возрастной группы полагают, что новые религиозные движения привлекают возможностью объяснить происходящие события и своей необычностью. В старшей возрастно группе считают, что новые религиозные движения дают человеку возможность самопознания и самоутверждения.  

Литература

  • 1.  Андриянова Е.А., Чернышкова Е.В. Роль религиозных организаций в социальной поддержке представителей старшей возрастной группы // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека Материалы III Всероссийской (заочной) научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 4-10.

    2.  Андриянова Е.А., Шитова К.Ю. Специфика детско-родительских отношений в социально-уязвимых семьях // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 5. С. 734.

    3.  Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве / Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека: Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. – Краснодар, 2013. – С. 65-70.

    4. Кремплевская С.П., Живайкина А.А. Судьба человека и его свобода. проблема самоопределения личности // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – Т. 4. – № 5. – С. 801.

    5. Лесина И.И., Антонова О.Н., Ермолаева Е.В. Факторы стабильности современной семьи // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1526.

    6. Нестерова И.В., Ермолаева Е.В. Взаимодействие медицины и религии // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 239.

    7. Смерека В.Ю., Ермолаева Е.В. Уровень и качество жизни в современной России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1559.

    8. Умнова Т., Бочкарева Д., Ермолаева Е.В. Современные молодежные субкультуры // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1577.

    9. Фахрудинова Э.Р. Кросскультурный диалог в глобальном мире: философско-компаративистский анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11. № 3. С. 16-19.

0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика