Skip to Content

Роль новых религиозных движений в современном обществе

ID: 2017-01-35-A-12049
Оригинальная статья (свободная структура)
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Резюме

Статья посвящена изучению роли новых религиозных движений в жизни современного общества.

Ключевые слова

новые религиозные движения, НРД, анкетирование

Статья

Неревяткина С.Ю., Шаповалова Н.В.

Роль новых религиозных движений в современном обществе

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Во второй половине ХХ века в религиозной жизни многих стран произошли существенные изменения: на фоне углубляющегося кризиса традиционных религий начинается резкий рост религиозных учений, которые получили разные названия: в англоязычных странах Северной Америки их чаще всего называли «культами», в европейских странах – «сектами». Одним из наиболее употребительных терминов в научном сообществе, стал термин «новые религиозные движения» (НРД). Число «культов», или «сект» в шестидесятые-семидесятые годы ХХ века исчислялось тысячами, а в их деятельность оказались втянуты в той или иной степени, по самым скромным и приблизительным оценкам, многие миллионы человек [3, 8]. 

С распадом СССР, сопровождавшимся прекращением политики государственного атеизма, началось распространение новых религиозных движений на территории нашей страны. За короткий промежуток времени появилось множество религиозных новообразований. Обязательным положением их вероучения является необходимость миссионерской деятельности, поскольку это для них почти единственная возможность привлекать новых членов. Различия между ними в этом случае будут только в активности их миссионерской деятельности, а также насколько конкретное НРД противопоставляет себя другим религиозным организациям [1, 4, 5]. НРД используют в своей практике различные средства обогащения. Это может быть как фиксированная, и очень значительная обязательная плата за совершение религиозных обрядов, использование фактически бесплатного труда адептов на предприятиях, принадлежащих движению, так и сбор пожертвований силами адептов.

Цель исследования: изучение роли новых религиозных движений в жизни современного общества.

Методы исследования: анкетирование.

В исследовании приняли участие 80 человек, жители города Саратова в возрасте от 18 до 60 лет.

42% опрошенных лично не сталкивались с представителями новых религиозных движений, 36% опрошенных – редко, 20% респондентов отметили, что им часто приходилось лично сталкиваться с представителями новых религиозных движений, 2% респондентов затруднились ответить.

У 8% респондентов, общавшихся с представителями НРД, знакомые/родственники являются сейчас последователями нового религиозного движения, у 4% - были в прошлом, у 44% - таких не было. При этом 2% являются сейчас сами последователями нового религиозного движения в течение 6 месяцев – 1 года, 2% - были раньше, но большинство 52% никогда не были их последователями сами.

На вопрос «В течение какого времени ваш знакомый или родственник является/был последователем этого движения?» были получены следующие ответы: 6 месяцев – 1 год – 2%, 2–5 лет – 4%, 6–10 лет – 2%, 11–15 лет – 2%, более 15 лет – 2%.

При этом большинство опрошенных относятся к этому, как и к самим НРД отрицательно или безразлично, положительно лишь 2%.

Треть опрошенных признала, что их знакомым/родственникам или приходилось делать крупные пожертвования, взносы на нужды этого движения, половина – затруднились ответить.

72% опрошенных уверены, что в настоящее время в нашей стране последователей новых религиозных движений стало больше или меньше, чем 15-20 лет назад, 8% полагают, что меньше, 20% затруднились ответить.

64% респондентов считают, что от представителей новых религиозных движений лучше держаться подальше; 24% уверены, что их не стоит опасаться; 12% затруднились ответить.

На вопрос «Какие мысли, чувства, ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите выражение «новые религиозные движения»? ответы респондентов распределились следующим образом: отрицание (24%), это секты (10%), протест, возмущение, раздражение (10%), обман, мошенничество (6%), «я за свободу вероисповедания» (4%), безразличие (4%), иная религия (4%), поддерживаю (2%), затруднились ответить (40%).

Последователями новых религиозных движений, по мнению респондентов, становятся преимущественно слабые, неуверенные, легко поддающиеся внушению (38%), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (12%), неустроенные, не нашедшие себя, одинокие (10%), психически нездоровые (10%), малообразованные (8%), находящиеся в духовном поиске (8%), бездельники (4%), молодежь (4%), безнравственные, бездуховные (2%), затруднились ответить (4%).

По мнению респондентов, создают и возглавляют новые религиозные движения чаще всего люди корыстные, алчные (16%), умные, хитрые (10%), аферисты, мошенники (10%), лидеры, сильные, одаренные личности (10%), психически нездоровые (8%), манипуляторы (5%), властолюбивые (5%), активные, энергичные, хорошие ораторы (4%), бездельники (4%), неудачники (4%), безнравственные, нечестные (4%), затруднились ответить (20%).

Основными причинами развития новых религиозных движений респонденты считают: стремление основателей к материальной выгоде и власти над людьми – 16%; людям нечем себя занять – 12%; поиск смысла жизни – 10%; тяжелая жизнь, чувство безысходности – 8%; вовлечение новых членов – 8%; привлечение слабых, больных, глупых, необразованных людей – 6%; вид мошенничества – 4%; разочарование в традиционной религии – 4%; различие людей – 2%; потребность в общении и поддержке – 2%; отсутствия в государстве законности и порядка – 2%; поиск лучшей жизни – 2%; затруднились ответить – 24%.

Причинами положительного отношения к новым религиозным движениям стали две: наличие любой веры меняет жизнь человека к лучшему и у каждого человека должна быть свобода выбора веры.

Причины отрицательного отношения к новым религиозным движениям названы различные: исповедуют традиционную религию – 16%, это обман, мошенничество, зомбирование людей – 16%, считают это ненормальным – 8%, полагают, что эти религиозные движения не нужны – 4%, эти религиозные движения вредны для России, разрушают общество – 2%, это секты – 2%, испытывают недоверие – 2%, являются атеистами – 2%, затруднились ответить – 6%.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современном обществе сформировался негативный стереотип новых религиозных движений. С одной стороны, его появление объясняется необычностью новых религий, зачастую имеющих крайне экстравагантное вероучение и культовую практику, а также активную миссионерскую деятельность. С другой стороны, есть организованные общественные группы, направленные на борьбу с НРД, и распространяющие об этих группах исключительно негативную информацию, при этом не всегда соответствующую действительности [6]. 

Литература

1.                  Андриянова Е.А., Чернышкова Е.В. Роль религиозных организаций в социальной поддержке представителей старшей возрастной группы // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека Материалы III Всероссийской (заочной) научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 4-10.

2.                  Беликова Т.А., Живайкина А.А. Общество потребления: прогресс или деградация // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – Т. 5. – № 12. – С. 1787.

3.                  Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. 2013. С. 65-70.

4.                  Живайкина А.А., Шилкина И.В. Текст как средство развития личности // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2015. – Т. 5. – № 12. – С. 1784.

5.                  Иванова А.А., Александрова А.С., Ермолаева Е.В. Качество жизни населения Российской Федерации // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1505.

6.                  Калякина Е.Р., Якунина Е.А., Ермолаева Е.В. Основные направления социальной политики в современной России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1535.

7.                  Россошанская А.Ю., Ермолаева Е.В. Социальный портрет современного студента-медика // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 154.

8.                  Умнова Т., Бочкарева Д., Ермолаева Е.В. Современные молодежные субкультуры // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1577.

5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)



Яндекс.Метрика