Skip to Content

Теократическая утопия В. Соловьева

ID: 2017-06-4388-A-13569
Оригинальная статья (свободная структура)
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Резюме

Статья посвящена изучению теократической утопии В. Соловьёва, анализу его взглядов на формирование "идеального всеединства". В статье поднимается актуальность теократии в современном обществе.

Ключевые слова

Теократия, утопия, В.Соловьёв, Всеединство

Статья

Теократическая утопия В. Соловьева

Кондратьева Д.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Русские философы Серебряного века, как и европейские мыслители, активно исследовали проблему утопии.  Одним из наиболее ярких представителей философии русского Ренессанса является Владимир Соловьёв. Его теократическая утопия стала поворотным моментом в развитии русской консервативной мысли.

Термин «утопия» был предложен в 1516г. Томасом Морганом. Изначально он рассматривался как некое «место, которого нет». С течением времени понятие значительно видоизменилось. Утопия, с точки зрения В. Соловьёва, неразрывно связана с русской религиозной философией. Единое духовное начало отражается в центральных понятиях теократической утопии: Всеединство, София, Соборность.

Процесс организации теократии предполагалось начать с объединения католической и православной церкви под властью русского императора:  «…дело России показать, что она действительно третий Рим, не исключающий первого, а примиряющий собою обоих»[1]. Политическое объединение человечества должно было произойти в Риме под эгидой католицизма, поскольку в православии вера находила своё отражение в пассивной, созерцательной жизни монастырей. При этом процесс объединения наций должен происходить добровольно, поэтому теократия В. Соловьёва является свободной теократией.

Успех «мессианской» роли России зависел от преобразования российского общества, преодолении национального эгоизма, устранения порабощения государством церкви, решении политических вопросов, в частности от решения польского, еврейского вопроса. Благодаря теократии исчезнет проблема расслоения общества, социального неравенства, столь характерных для императорской России – царства Антихриста. Основой взаимоотношения между людьми станет любовь, доброта и дружба, восторжествуют христианские нормы и заповеди.

Теократическая теория базируется на трёх основных элементах: церковь, государство и пророки. Единство данных элементов формирует ведущую категорию философии В. Соловьёва – единство Вселенной, всего сущего – Всеединство. Структура легитимной власти триедина в соответствии с тремя ипостасями единого Господа: триединство пророческого, имперского (государство), папского (церковь или священство) элементов - это отражение во времени триединства Святого Духа, Сына и Отца.

Католическая церковь в лице папы римского является главным элементом теократии, ей подчинены все социальные институты. Первосвятитель церкви представляет духовное отечество, раскрывает цели Божии и указывает путь развития народа. Он не может судить кого-либо и передоверяет принудительную власть государству. Таким образом, власть государства – особая форма служения Богу. Государство необходимо для подготовки человечества к переходу в состояние Богочеловечества, приближения Царства Божия. Национальные войны, классовая вражда, угнетение одного народа другим, экономическое и политическое рабство представляют собой мировое зло. Пророк, как наместник Бога на земле, разрешает противоречия между церковной и светскими властями.

Таким образом, главной целью свободной теократии В. Соловьёва является «постепенная реализация идеального всеединства»[2]. Философ обосновывает христианские заповеди, призывает человечество протянуть друг другу руки помощи в понимании своего органического и исторического единства.

Русская идея чрезвычайно актуальна в настоящее время: ведутся политические войны, разворачивается экономический кризис, резко ухудшается экология, пропагандируются идеи национализма, религиозного фанатизма. В современном мире перед человечеством нависла угроза самоуничтожения. Именно в теории Всеединства В. Соловьёва отражены идеи ценности и равнозначности разных культур, способы объединения общества без угнетения и насилия, порабощения и унижения одного народа другим.

Литература.

  1. Бердяев Н.А. Основная идея Владимира Соловьева / Н.А. Бердяев о русской философии. – Свердловск, 1991.
  2. Живайкина А.А. К.Д. Кавелин: опыт философского анализа культуры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2009. – Т. 9.  – № 4. – С. 8-12.
  3. Живайкина А.А. Система философских взглядов К.Д. Кавелина / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2010.
  4. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. – М.: Молодая Гвардия, 2009. – 617 с.
  5. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. – М.: Хранитель, 2000. – 512 с.
  6. Соловьёв В.С. Учение о Богочеловечестве. – М.: Издательство АСТ, 2004. – 433 с.
  7. Трубецкой Е.Н. Владимир Соловьев и его дело // Книга о Владимире Соловьеве. – М., 1991. – 605 с.

Литература

  1. Бердяев Н.А. Основная идея Владимира Соловьева / Н.А. Бердяев о русской философии. – Свердловск, 1991.
  2. Живайкина А.А. К.Д. Кавелин: опыт философского анализа культуры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2009. – Т. 9.  – № 4. – С. 8-12.
  3. Живайкина А.А. Система философских взглядов К.Д. Кавелина / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2010.
  4. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. – М.: Молодая Гвардия, 2009. – 617 с.
  5. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. – М.: Хранитель, 2000. – 512 с.
  6. Соловьёв В.С. Учение о Богочеловечестве. – М.: Издательство АСТ, 2004. – 433 с.
  7. Трубецкой Е.Н. Владимир Соловьев и его дело // Книга о Владимире Соловьеве. – М., 1991. – 605 с.
5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 голоса)



Яндекс.Метрика