Skip to Content

Неметрические признаки основания черепа и глазницы

ID: 2017-06-6-A-14461
Оригинальная статья
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Резюме

Чудиев И.Р.

Научный руководитель: д.м.н., профессор Зайченко А.А.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра анатомии человека

С целью выявления билатеральной изменчивости частоты и связей неметрических признаков глазницы и основания черепа человека исследованы 100 мужских и женских черепов 21-82 лет из коллекции кафедры анатомии человека Саратовского государственного  медицинского университета. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы Excel и включала определение частоты и ее ошибки (оценки, Р±m) встречаемости неметрических признаков черепа справа и слева. Производили расчет статистической достоверности различий (р) между сторонами в соответствии с параметрическим критерием Стьюдента (td). Для выявления связей признаков вычисляли тетрахорический показатель связи. В целом исследованные неметрические признаки имеют довольно выраженную симметрию. Так, менингеально-глазничное отверстие (обнаружено более, чем в половине черепов), скулолицевые отверстия (встречаются в около половине черепов), малые небные каналы (в чуть менее трети черепов) и продырявленная подвисочная поверхность большого крыла клиновидной кости (более, чем в трети черепов) всегда отмечаются на двух сторонах черепа. При одностороннем положении признаки (отверстие Везалия, разделенное яремное отверстие, разделенный подъязычный канал) не обнаруживают статистически достоверные различия. Ряд выявленных связей неметрических признаков может быть объяснен исходя из принципа общности отверстий по их содержимому (являются ли они местом прохождения сосудов или нервов). Так, например, частота отверстия Везалия отрицательно коррелирует с частотой продырявленной подвисочной поверхности больших крыльев клиновидной кости. Содержимым этих отверстий являются вены-эмиссарии: отверстие Везалия содержит вену, связывающую пещеристый синус с крыловидным сплетением, а отверстия продырявленной подвисочной поверхности больших крыльев клиновидной кости предположительно содержат эмиссарии, связывающие диплоические вены  с тем же сплетением. При этом при наличии отверстия Везалия менее вероятно обнаружение отверстий на подвисочной поверхности больших крыльев клиновидной кости, так как первое берет на себя функцию дополнительного пути оттока венозной крови из полости черепа, и нет необходимости в отверстиях на подвисочной поверхности больших крыльев клиновидной кости.

Ключевые слова

неметрические признаки, дискретно-варьирующие признаки, основание черепа, глазница, череп человека

Введение

Неметрические, дискретно- (альтернативно-) варьирующие, качественные, бинарные признаки определяются по принципу «присутствие – отсутствие». Под неметрическими (дискретно-варьирующими) признаками черепа понимают разнообразные вариации в анатомическом строении черепа, проявляющиеся в виде дополнительных костей, отверстий или отростков [1]. В краниологии термины «неметрические признаки» и «дискретно-варьирующие признаки» укоренились в последней четверти ХХ века, до этого любые анатомические варианты называли аномалиями [2]. Поэтому зачастую и в современных научных трудах в качестве синонима понятия «дискретно-варьирующий признак» применяется термин «аномалия» [3, 4]. Однако при этом неизбежно объединяются в одну группу как редкие в различной мере варианты нормы, обычно не имеющие существенного клинического значения, так и явные морфологические отклонения, выходящие за пределы вариаций нормы и сопровождающиеся патологиями различной тяжести, вплоть до нежизнеспособности. Чтобы избежать этого смешения, в данной статье для обозначения вариантов нормы применяется термин «неметрический признак».

Морфологически неметрические признаки черепа могут быть разделены на следующие группы:

а) аномальные краниосиностозы (преждевременная облитерация одного или нескольких швов), которые в зависимости от количества заросших швов делят на простые (если облитерирован только один шов) и сложные (одновременная облитерация нескольких швов);

б) краниостенозы – деформации черепа, вызванные краниосиностозами;

в) непостоянные отверстия, формирование которых обычно связано с различными вариантами прохождения кровеносных сосудов и нервов или с окостенением связок, тяжей твердой мозговой оболочки и перегородок между составляющими сосудисто-нервных пучков;

г) добавочные отростки и выросты, образующиеся при развитии непостоянных центров окостенения или оссификации каких-либо анатомических образований;

д) добавочные, или непостоянные, швы – это швы, разделяющие костные образования в черепе зародыша человека, сохраняющиеся позже срока своего зарастания;

е) добавочные кости, формирующиеся из обособившихся центров окостенения, выделяются шовные, родничковые и островковые кости [4, 5].

С точки зрения сравнительной анатомии, неметрические признаки и аномалии черепа человека могут быть разделены на филогенетические (выражаются в манифестации зародышевых структур, инфантильных и атавистических признаков) и онтогенетические (не связаны с развитием черепа в ходе филогенеза).

Изменчивость отдельных неметрических признаков слабо освещена в литературных источниках по краниологии, а сведения о некоторых из них не обнаружены в доступной нам литературе, что и обусловило актуальность данной работы.

Цель

Целью явилось выявление билатеральной изменчивости частоты и связей неметрических признаков глазницы и основания черепа человека.

Материал и методы

Материалом исследования явились 100 мужских и женских черепов 21-82 лет из фундаментальной коллекции кафедры анатомии человека Саратовского  государственного  медицинского университета.

Фиксировали наличие или отсутствие следующих неметрических признаков [15]:

1) венозное отверстие (foramen venosum, отверстие Везалия) – непостоянное отверстие в большом крыле клиновидной кости, расположенное кзади от круглого и медиально от овального отверстий, является эмиссарием, соединяющим пещеристый синус с крыловидным венозным сплетением;

2) разделенное яремное отверстие (foramen jugulare partitum) образуется при разделении яремного отверстия костным мостиком;

3) менингеально-глазничное отверстие (foramen meningo-orbitale) – непостоянное отверстие в большом крыле клиновидной кости, расположенное латерально от верхней глазничной щели, является местом прохождения глазничной ветви средней менингеальной артерии;

 4) скулолицевые отверстия (foramina zygomaticofaciales) – число и расположение их на скуловой части варьируют [2];

5) разделенный подъязычный канал (canalis hypoglossalis partitum) [16];

6) малые небные каналы (canales palatini minores);

7) продырявленная подвисочная поверхность больших крыльев клиновидной кости  (facies infratemporalis cribrosa alae majors ossis sphenoidale), выделение которой в качестве самостоятельного неметрического признака предлагается впервые.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы Excel и включала определение частоты и ее ошибки (оценки, Р±m) встречаемости неметрических признаков черепа справа и слева. Производили расчет статистической достоверности различий (р) между сторонами в соответствии с параметрическим критерием Стьюдента (td). Для выявления связей вычисляли тетрахорический показатель связи (коэффициент четырехклеточной сопряженности Пирсона, «Фи-коэффициент сопряженности» Phi).

Результаты

Венозное отверстие (foramen venosum, отверстие Везалия) встречается с частотой 54,0±5,0%, при этом преимущественно отмечается его двусторонне положение (47,0±5,0%).

В случае его одностороннего положения различия между частотой встречаемости отверстия слева (4,0±1,9%) и справа (3,0±1,7%) не достигают уровня статической значимости (td=0,4; p>0,05) (рис. 1, 3).

 Разделенное яремное отверстие (foramen jugulare partitum) отмечается в 16,0±3,6%. Лишь на одном черепе яремное отверстие разделено как слева, так и справа. При одностороннем положении различия между частотой встречаемости разделенного яремного отверстия слева (9,0±2,8%) и справа (6,0±2,3%) также не достигают уровня статистической значимости (td=0,04; p>0,05) (рис. 1).

Менингеально-глазничное отверстие (foramen meningo-orbitale) всегда имеет двустороннее положение и встречается с частотой 53,0±5,0% (рис. 1).

Скулолицевые отверстия (foramina zygomaticofaciales) также всегда встречаются на обеих сторонах черепа с частотой 46,0±5,0%, билатеральная асимметрия характерна лишь для их количества (рис. 2).

Разделенный подъязычный канал (canalis hypoglossalis partitum) (полностью и неполностью разделенный канал) обнаружен в 33,0±6,7% черепов (рис. 2).

Частота полностью разделенного подъязычного канала на двух сторонах составляет 5,0±2,1%,  слева – 12,0±3,2%, справа – 8,0±2,7%, различия между сторонами не являются статистически достоверными (td=1,0; p>0,05).

Частота неполностью разделенного подъязычного канала на двух сторонах – 2,0±1,4%, слева – 2,0±1,4%, справа – 4,0±1,9%, различия не достигают уровня статистической достоверности (td=0,8; p>0,05).

Различия между частотой двустороннего положения полностью разделенного подъязычного канала (5,0±2,1%) и неполностью разделенного (2,0±1,4%) также не является статистически достоверным (td=1,1; p>0,05).

Малые небные каналы (canales palatini minores) на обеих сторонах черепа встречаются с частотой 62,0±4,8% (рис. 2).

Продырявленная подвисочная поверхность больших крыльев клиновидной кости  (facies infratemporalis cribrosa alae majors ossis sphenoidale) обнаруживается на двух сторонах черепа с частотой 36,0±4,8% (признак в качестве неметрического описывается впервые) (рис. 2, 3) (табл. 1).

Обнаруженные слабые, но достоверные связи исследованных неметрических признаков отражены в таблице 2.

Обсуждение

В целом исследованные неметрические признаки имеют довольно выраженную симметрию. Так, менингеально-глазничное отверстие (обнаружено более, чем в половине черепов), скулолицевые отверстия (встречаются в около половине черепов), малые небные каналы (в чуть менее трети черепов) и продырявленная подвисочная поверхность большого крыла клиновидной кости (более, чем в трети черепов) всегда отмечаются на двух сторонах черепа. При одностороннем положении признаки (отверстие Везалия, разделенное яремное отверстие, разделенный подъязычный канал) не обнаруживают статистически достоверные различия. Ряд выявленных связей неметрических признаков может быть объяснен исходя из принципа общности отверстий по их содержимому (являются ли они местом прохождения сосудов или нервов). Так, например, частота встречаемости отверстия Везалия отрицательно коррелирует с частотой продырявленной подвисочной поверхности больших крыльев клиновидной кости. Содержимым этих отверстий являются вены-эмиссарии: отверстие Везалия содержит вену, связывающую пещеристый синус с крыловидным сплетением [15], а отверстия продырявленной подвисочной поверхности больших крыльев клиновидной кости предположительно содержат эмиссарии, связывающие диплоические вены с тем же сплетением. При этом при наличии отверстия Везалия менее вероятно обнаружение отверстий на подвисочной поверхности больших крыльев клиновидной кости (рис. 3), так как первое берет на себя функцию дополнительного пути оттока венозной крови из полости черепа, и нет необходимости в отверстиях на подвисочной поверхности больших крыльев клиновидной кости.

Заключение

Исследованные неметрические признаки имеют довольно выраженную симметрию: они всегда отмечаются на двух сторонах черепа или – при одностороннем положении – не обнаруживают статистически достоверные различия. Ряд выявленных связей неметрических признаков может быть объяснен исходя из принципа общности отверстий по их содержимому (сосудам или нервам), что наиболее очевидно на примере отрицательной корреляции частоты отверстия Везалия и продырявленной подвисочной поверхности больших крыльев клиновидной кости, содержимым которых являются вены-эмиссарии, выступающие в роли дополнительных путей оттока венозной крови из полости черепа. 

Литература

1.                  Козинцев А.Г. Дискретно варьирующие признаки на человеческих черепах I тысячелетия до н.э. из Минусинской котловины // Архив анатомии, гистологии, эмбриологии. 1972. Т.62, № 4. С. 53-59.

2.                  Мовсесян А.А., Мамонова Н.Н. Рычков Ю.Г. Программа и методика исследования аномалий черепа // Вопросы антропологии. 1975. №51. С. 127-150.

3.                  Форма и конструкция черепа / В.С. Сперанский, А.И. Зайченко. М.: Медицина, 1980. 280 с.

4.                  Cesnys G., Pavlonis S. On the terminology of non-metric cranial traits (Discreta) // Homo. 1982. 33: 125–130.

5.                  Berry A.C., Berry R.G. Epigenetic variation in the human cranium // J. Anat. 1967. 101(2): 519-535.

6.                  ЧеснисГ. (CesnysG.), Кондукторова Т.С. Неметрические признаки черепа людей черняховской культуры // Вопросы антропологии. 1982. №70. С. 62-76.

7.                  Berry A.C. Factors effecting the incidence of non-metrical skeletal variants // J. Anat. 1975. 120(4): 519-535.

8.                  Milne N., Schmitt L.N., Freedman L. Discrete trait variation in Western Australian aborigian skulls // J. Hum. Evol. 1983. 12(2): 157-168.

9.                  Korey K.A. The incidence of bilateral nonmetric skeletal traits: a reanalysis of sampling procedures // Amer. J. Phys. Antopol. 1980. 53(1): 19-23.

10.               Carpenter J.C. A comparative study of metric and non-metric traits in a series of modern crania // Amer. J. Anthropol. 1976. 45(1): 337-343.

11.              Cesnys G. Side difference of non-metric cranial traits in the Ist-2nd millennia A.D. Lithunian materials // Homo. 1982. 33(4): 201-210.

12.              Cossedu G.G., Floris G., Vona G. Sex and side differences in the minolnonmetrical cranial variants // J. Hum. Evol. 1979. 8(7): 685-692.

13.              Cheverud J.M., Buikstra J.E. Quantitative genetics of skeletal nonmetric traits in the rhesus macaques on Cayo Santiago. II. Phenotypic and environmental correlations between traits // Amer. J. Phys. Anthropol. 1981. 54(1): 51-58.

14.              Corrucini R.S. An examination of the meaning of cranial discrete traits for human skeletal biological studies // Amer. J. Phys. Anthopol. 1974. 40(3): 425-445.

15.              Сперанский В.С. Анатомические варианты, аномалии и пороки развития черепа человека. Саратовского медицинского университета, 2001. 22 с.

16.              Бросалов В. М. Распространенность ряда дискретно-варьирующих признаков на черепах жителей г. Пензы XVII–XIX вв. // Вестник Пензенского государственного университета.  2013.  № 2.  C. 71–77.

Таблицы

Таблица 1

Частота встречаемости неметрических признаков основания черепа справа и слева (P±m), достоверность различий (р) по критерию Стьюдента (td)

Признак

P±m слева

P±m справа

td;p

отверстие Везалия

0,040±0,019

0,030±0,017

0,4; p>0,05

разделенное яременое отверстие

0,090±0,028

0,060±0,023

0,04; p>0,05

полностью разделенный подъязычный канал

0,120±0,032

0,080±0,027

1,0; p>0,05

неполностью разделенный подъязычный канал

0,020±0,014

0,040±0,019

0,8; p>0,05

Примечание: критические значения t = {2,0 – 2,6 – 3,4}.

Таблица 2

Тетрахорические показатели связи неметрических признаков, их ошибки (r±mr ) и статистическая достоверность (t; p)

Коррелируемые параметры

r±mr

t; p

разделенное яременое отверстие –

малые небные каналы

+0,213±0,098

2,1;  p<0,05

венозное (Везалиево отверстие) –

менингиально-глазничное отверстие

–0,222±0,098

2,2;  p<0,05

венозное (Везалиево отверстие) –

продырявленная подвисочная поверхность больших крыльев клиновидной кости

–0,201±0,09

2,0;  p<0,05

продырявленная подвисочная поверхность больших крыльев клиновидной кости –

менингиально-глазничное отверстие

+0,195±0,09

1,97;  p<0,05

продырявленная подвисочная поверхность больших крыльев клиновидной кости –

разделенный подъязычный канал

+0,218±0,098

2,2;  p<0,05

менингиально-глазничное отверстие –

скулолицевые отверстия

+0,304±0,096

3,1;  p<0,01

скулолицевые отверстия–

малые небные каналы

+0,281±0,096

2,9;  p<0,01

Примечание: критические значения t = {2,0 – 2,6 – 3,4}.

Рисунки

<p> Рисунок 1</p>
<p> Рисунок 2</p>
<p> Рисунок 3</p>
0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика