нет
Выявление геномных и других биомаркеров, обладающих прогностической ценностью при диагностике и прогнозировании атопического дерматита (АтД), ответе на проводимую терапию и развитии атопического марша является важным направлением последних исследований [1].
Выделяют 6 типов биомаркеров для АтД, такие как: биомаркер скрининг/риск, диагностический, биомаркер тяжести АтД, прогностический, предиктивный, фармацевтически-динамический [2]. Так, предполагают, что надежным скрининг-маркером ранней манифестации и тяжелых форм АтД у детей является геномный маркер филаггрин [3]. Также филаггрин может являться и важным прогностическим маркером развития атопического марша у детей в раннем возрасте, поскольку нулевая мутация филаггрина выявлена у пациентов с АтД и бронхиальной астмой [4, 5].
Наиболее широко исследованы биомаркеры тяжести АтД. По результатам проведенных исследований наиболее высокая корреляция отмечена между показателем степени выраженности клинических симптомов (индекс SCORAD) и уровнем ИЛ-16, эозинофильного катионного протеина и макрофагального хемокина (MDC) [6]. По данным литературы, тимусом и активацией регулируемый хемокин (TARС) и тимический стромальный лимфопоэтин (TSLP) также относятся к маркерам тяжести АтД [7]. Следует отметить, что один и тот же биомаркер может относиться к разным типам биомаркеров. Так, MDC является биомаркером тяжести АтД, а также в качестве потенциального маркера прогноза течения заболевания [8].
В исследовании Варламовой Е.Е. с соавт. (2012) установлено, что степень выраженности аллергического воспаления более объективно отражает эотаксин-2, что обосновывает необходимость дальнейших исследований, таких как использование эотаксина-2 как маркера активности аллергического воспаления, а также разработку новых препаратов, блокирующих действие эотаксина-2 [9].
Таким образом, выявление и идентификация наиболее информативных биомаркеров является одним из перспективных направлений в диагностике и лечении АтД.