ФИЛОСОФИЯ БОЛЕЗНИ
Скворцова В.В.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Если обратить внимание на картину патологического процесса, условия его возникновения и распространения, а главное - исход, не всегда соответствующего желаниям больного, то возможно отметить некоторые закономерности. А там, где возможно наблюдать закономерность, но смысл, суть предмета еще необходимо раскрыть, находятся зачатки философского мышления.
В основе отношений болезни и живого организма – противоборство, взаимоотрицание, но в то же время- взаиморазвитие. Эта связь абсурдна в своей основе, ведь абсурд по представлениям экзистенциалистов являет собой связь между человеческой сущностью и иррациональностью окружающего мира. Абсурд по взглядам Альбера Камю есть ни что иное, как «ясный разум, осознающий свои пределы», а абсурдный человек «признает борьбу, не испытывая ни малейшего презрения к разуму и допускает иррациональное... его взгляд охватывает все данные опыта, и он не предрасположен совершать скачок, не зная заранее его направления…он знает одно: в его сознании нет больше места надежде…» (Альбер Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде). Эти размышления можно отнести к одному из явлений человеческого существования – состоянию болезни как нарушению физического и духовного равновесия. Сама болезнь выступает регулятором жизненных возможностей охваченного ею организма - его когнитивных способностей, остроты восприятия действительности, анализа окружающей обстановки. Болезнь исключает воздействие со стороны трансцендентного, т.к. утрачена вера к его существованию, сводит всю иррациональность мира на уровень взаимодействия с организмом. У больного развивается пассивное отношение к происходящему. Борьба становится основным смыслом существования. Цель познания - открыть пути преодоления противоборства, потому абсурд не возможен без требования ясности. В произведении А. Камю «Чума» болезнь носит характер эпидемии, массового явления, общественного регулятора. Эпидемия обособляет людей друг от друга и в то же время – объединяет. Она – фильтр на существование. При этом происходит как саморазвитие чумы (от бубонной формы к легочной), так и отношение к окружающему, а точнее способность к самоизменению самого человека.
Все это возможно только на отношениях противоречия , т.е. абсурда. Одна поправка: надежда не как упование на неощущаемое, а как стимул, желание формирования положительной для человека тенденции, проникающее через весь период взаимосуществования болезни и организма. Одно другое отрицает, но одно без другого немыслимо.
Содержательная статья, которая в очередной раз доказывает то, что одно другое отрицает, но одно без другого немыслимо. Огромное спасибо автору за работу.
Спасибо большое автору за столь интересную статью, в которой наглядно представлены оригинальные мысли философа-экзистенциалиста А. Камю. Работа в очередной раз демонстрирует перспективы взаимодействия философии и медицины!
Успехов автору в дальнейшей научной деятельности!!!
очень глубокая статья. в ней много пищи для ума. автор не просто проделала огромную аналитическую работу (экзистенционалисты - это целый пласт современной философии), пропустила ее сквозь призму собственного понимания жизни. она так же дала нам материал для напряженного нтеллектуального труда. конечно, прекрасный авторский стиль заслуживает отдельной похвалы.