Актуальность: концепция «атопического марша» предполагает последовательную эволюцию атопии: атопический дерматит в раннем детском возрасте является фактором риска развития аллергического ринита и бронхиальной астмы. Литературные данные свидетельствуют о том, что такая последовательность возникновения атопических заболеваний не является обязательной и около 90% детей не следуют указанной траектории, что позволяет выделять различные модели формирования атопии в жизненном цикле пациента.
Цель работы: показать формирование атопического жизненного цикла на клиническом примере взрослого пациента с аллергией.
Материалы и методы: анализ амбулаторной карты и осмотр взрослого пациента, наблюдающегося аллергологом с 3-х месячного возраста.
Результаты: Пациент Г., 25 лет. В течение первого года жизни неоднократно рецидивировали острые обструктивные бронхиты, требующие госпитализации и проведения интенсивной терапии. Рецидивирующие эпизоды обструкции на втором году жизни, усугубляющиеся после фитотерапии и применения горчичников, послужили поводом для выставления диагноза «бронхиальная астма». После расширения рациона питания на третьем году жизни ребенка появились симптомы атопического дерматита, с помощью кожного тестирования выявлена пищевая аллергия к яйцу, пшену, курице и рыбе (+++). Также была подтверждена сенсибилизация к сорным травам - полынь, лебеда, подсолнечник, циклахена (+++). С шестилетнего возраста пациента стали беспокоить симптомы круглогодичного аллергического ринита, выявлена аллергия на домашнюю пыль и клеща домашней пыли. Расширился спектр сенсибилизации также за счет деревьев и злаков. С 11 лет отмечалось утяжеление симптоматики БА (дважды астматические статусы) и атопического дерматита, появились симптомы орального аллергического синдрома. Несмотря на максимальные дозы базисных и симптоматических препаратов, строгое соблюдение элиминационной диеты, длительное время сохранялись участки дерматита с лихенификацией и частичный контроль астмы.
Выводы: атопический жизненный цикл данного пациента характеризовался дебютом респираторной аллергии с последующим вовлечением кожных покровов и постепенным расширением спектра сенсибилизации (пыльцевые, пищевые, бытовые аллергены, перекрестная реактивность).