В данной статье поднимается вопрос влияния современного общества на формирование мотивов материнства. В статье представлены результаты исследования мотивов сохранения беременности по методике Л.Н.Рыбовалюк, полученные путем анонимного анкетирования беременных женщин. Здесь также приведены основные позитивные и негативные цели материнства.
Мотивы материнства в современном обществе
Привалова И.В., Межлумян А.А., Панкратова Е.С.
Научный руководитель: к.м.н., доцент Панина О.С.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра госпитальной педиатрии и неонатологии
«Если вы мечтаете оставить
после себя след на земле - не обязательно быть
выдающимся писателем или ученым...
Вы можете утвердить себя в обществе,
воспитывая хороших детей...»
В.А. Сухомлинский
Материнство на протяжении всей истории человечества воспринималось социумом, прежде всего, как необходимая и рядовая функция женщины, обеспечивающая продление человеческого рода. Но, в тоже время, отношение общества к женщине - матери было неоднозначным, что способствовало трансформации института материнства и социального статуса матери. В современных условиях отношение женщин к материнству претерпевает изменения, если раньше главной целью девушки было выйти замуж и родить ребенка, то сегодня растет процент женщин, которые стремятся успешно проявить себя в различных сферах жизнедеятельности. Возможно, это связано с повышением уровня их образования и культуры, расширением диапазона социальных ролей, что повлекло за собой ряд социальных проблем: низкую рождаемость, отказ от материнства, увеличение случаев жестокого обращения с ребенком, числа детей с аномалиями развития, детей-инвалидов.
Социальное пространство является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование мотивов материнства, что доказано рядом исследований социологов, психологов, антропологов и т.д.
Например, французский философ Элизабет Бадинтер, проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий, указывала на связь между общественными потребностями и мерой материнской ответственности за рождение ребенка: «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство».
Таким образом, мотивы материнства и сохранения беременности, главным образом, зависят от личностных установок женщины и социальных нормативов общества, определяемых культурно-историческим временем, в котором она живет.
Мы провели анонимное анкетирование по методике Л.Н. Рабовалюк «Исследование мотивов сохранения беременности» и получили результаты аналогичные результатам Н. В. Боровиковой и С. А. Федоренко. Итак, выделим следующие мотивы материнства и сохранения беременности:
1. Беременность ради ребенка (6%). Наиболее позитивный мотив, отражающий психологическую потребность женщины в материнстве и готовность к нему.
2. Беременность от любимого человека (3%). Будущий ребенок выступает как частица любимого человека, символ «светлого» прошлого или настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь.
3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям (24%). Этот мотив обычно присущ молодым девушкам из обеспеченных семей или вышедшим замуж по расчету, когда пожилые родители не имеют внуков, (то есть они рожают ребенка не для себя, а для своих родителей), по просьбе мужа или значимого мужчины.
4. Беременность как протест (12%). «Беременность назло» значимому мужчине или родителям. Такое поведение свойственно молодым девушкам. Беременность носит характер вызова, противостояния миру взрослых, является для женщины драматической и часто тяжело травмирует ее психику. Будущий ребенок используется в качестве объективного аргумента, объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям.
5. Беременность ради сохранения отношений (16%), когда женщина решается на рождение ребенка, чтобы внести нечто новое в близкие отношения с мужчиной и удержать его рядом.
6. Беременность как отказ от прошлого (8%). В этом случае беременность может расцениваться самой женщиной как желание почувствовать себя личностью, обрести женскую индивидуальность, зачеркнуть свое прошлое. Нередко символизирует начало нового этапа в жизни и наиболее часто встречается у женщин с «туманным и бурным» прошлым.
7. Беременность как уход от настоящего, «родить для себя» (5%) преобладает у одиноких женщин, потерявших надежду на личное счастье. Они пытаются уйти от собственных проблем в своего ребенка, заместить свою жизнь его жизнью.
8. Сохранение беременности ради сбережения собственного здоровья (26%) мотив, обусловлен боязнью причинить вред своему здоровью абортом, утратить возможность деторождения в будущем.
Кроме того, можно выделить мотив рождения ребенка для получения материальной выгоды, получивший в последнее время достаточно широкое распространение.
Описанные мотивы не существуют в психике женщины в чистом виде, а взаимно дополняют друг друга на фоне доминирования одного из них.
В связи с обозначенной социальной и культурной ситуацией чрезвычайно важным и актуальным становится вопрос подготовки молодых людей к выполнению родительских функций. Сегодня существуют различные формы подготовки к будущему родительству: курсы для беременных, школа молодых родителей, лектории и тренинги... Но в большинстве своем работа, ведется либо с супругами, ожидающими ребенка, либо уже с фактическими родителями.
Заключение: Своевременное выявление неадекватных мотивов к материнству, правильное расставление приоритетов (здоровый ребенок или мнение социума), определение показаний и объема необходимой психологической помощи ещё на этапе планирования беременности позволят снизить процент патологического течения беременности, увеличить процент рождения здоровых новорожденных.
Список используемой литературы