Сравнительный анализ краниографии и магнитно-резонансной томографии в диагностике некоторых заболеваний гипофиза.
Левина П.И., Анисимова М.А.
Научный руководитель: к.м.н., ассистент Кондратьева О.А.
ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России
Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии им. проф. Н.Е. Штерна
Актуальность: Гипофиз — центральная железа эндокринной системы, регулирующая деятельность всех органов и тканей, контролирующая обменные процессы, что обеспечивает адаптацию к внешней среде и гомеостаз. Алгоритм обследования пациентов с патологией гипофиза требует уточнения.
Цель исследования: Уточнить оптимальный алгоритм обследования женщин с бесплодием для выявления заболеваний гипофиза.
Материалы и методы: Проведен анализ клинико-лабораторных данных у 20 женщин, в возрасте от 20 до 30 лет, находившихся на лечении в гинекологическом отделении клинической больнице им. С.Р. Миротворцева СГМУ. Всем пациентам проводилась краниография на аппарате Evolution фирмы «Stephanix», Франция, 2003 года выпуска, на которой были выявлены патологические изменения турецкого седла, после чего проводилась МРТ на аппарате Philips Achiva 1,5T с динамическим контрастным усилением.
Результаты: У всех обследованных при краниографии были выявлены патологические изменения турецкого седла: значительное увеличение размеров и расширение входа в турецкое седло в 20 из 20 случаев (100%), истончение и укорочение клиновидных отростков в 18 из 20 случаев (90%), углубление дна в 17 из 20 случаев (85%), выпрямление, разрушение спинки седла в 17 из 20 случаев (85%), двухконтурность седла в 19 из 20 случаев (95%), остеопороз спинки турецкого седла в 18 из 20 случаев (90%), «подрытость» клиновидных отростков основной кости в 18 из 20 случаев (90%). По данным краниографии для исключения макроаденомы гипофиза обследованным была проведена МРТ. По данным МРТ у 13 пациенток (65%) была выявлена макроаденома, у 7 (35%) - синдром «пустого» турецкого седла. Среди пациентов с макроаденомой в 8 случаях (61,5%) была выявлена супраселлярная локализация патологического процесса, в 4 случаях (30,5%) – латероселлярная (в 2 случаях с распространением на сифоны внутренних сонных артерий) и в 1 случае (8%) инфраселлярная локализация. У пациенток с малыми размерами гипофиза (3 мм и менее) в 100% (7 наблюдений) случаев отмечалось пролабирование субарахноидальной цистерны в полость турецкого седла.
Заключение: Краниография является важным методом выявления костных изменений турецкого седла, что позволяет предположить наличие макроаденомы гипофиза. Магнитно-резонансная томография позволяет детально уточнить характер патологический изменений, причины и провести точную топическую диагностику патологических образований селлярной области.