Skip to Content

Личностные особенности лиц молодого возраста с самоповреждающим поведением

ID: 2020-01-1151-A-19051
Оригинальная статья (свободная структура)
ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет им В.И. Разумовского", кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии

Резюме

В статье затрагивается проблема самоповреждающего поведения у лиц молодого возраста, причины и факторы его возникновения, особенности характера людей, подверженных ему. На основе результатов анкетирования была выявлена специфика акцентуаций характера у лиц, склонных к самоповреждениям, провоцирующие факторы.

Ключевые слова

самоповреждения, акцентуации характера,

Статья

Личностные особенности лиц молодого возраста с самоповреждающим поведением

Григорьева М.И., Мозгачева Е.С.

Научный руководитель: асс., к.м.н. Антонова А.А.

ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет им В.И. Разумовского", кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии

Актуальность. Все большую актуальность в последнее десятилетие приобретает изучение самоповреждающего поведения в связи с неуклонно растущей распространённостью. На данный момент в отечественной литературе достаточно обширно освещены исследования, касающиеся самоповреждений среди детей старшего и среднего школьного возраста, однако не достаточно данных в возрастной группе от 19 до 25 лет. Во всех возрастных категориях самоповреждения приводят к ухудшению качества жизни, снижению критичности к своему поведению, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям. В литературе среди причин самоповреждений выделяют внешние и внутренние. К первым относят личностные особенности лиц, склонных к самоповреждениям, ко вторым факторы окружающей социальной среды. В своей работе мы решили изучить особенности акцентуации характера лиц с самоповреждающим поведением, выяснить какие факторы являются триггерами.

Цель: изучение личностных характеристик лиц в возрасте от 19 до 25 лет с самоповреждающим поведением.

Задачи:

1. Выявить взаимосвязь степени выраженности характерологических особенностей с риском возникновения самоповреждающего поведения у лиц в возрасте от 19 до 25 лет.

2. Выявить факторы риска самоповреждающего поведения у лиц в возрасте от 19 до 25 лет.

3. Изучить мотивацию к самоповреждающему поведению у лиц в возрасте от 19 до 25 лет.

Материалы и методы. Для реализации целей исследования было проведено анонимное анкетирование 100 человек с использованием электронных форм, которые представляли собой анкету и сокращённый многофакторный опросника для исследования личности в качестве психрометрической шкалы. Группа сравнения: 50 человек в возрасте 19-25 года с самоповреждающим поведением

Группа контроля: 50 человек в возрасте 19-25 года.

Результаты и обсуждение. Всего приняло участие 100 человек, из них в группе сравнения 50 человек, из которых 80% женского пола, 20% - мужского, а в группе контроля 78% женского пола, 22% - мужского. По данным анкеты большинство испытуемых в обеих группах имеют неоконченное высшее образование (1 -64%, 2-84%), также многие имеют высшее (1-20%; 2-14%) и средне специальное (1-14%; 2-12%). Большинство участников исследования как в одной так и в другой группе не замужем и не женаты (1-86%; 2-74%), официально зарегистрировали свои отношения лишь 10% опрошенных из группы сравнения и 8% из группы контроля, а в гражданском браке живут 4% из 1 группы и 16% из 2; в разводе находится лишь 1 человек из группы контроля (2%).

При исследовании социального статуса выяснено, что в группе сравнения работают 48% опрошенных, а в группе контроля – 33%.

При исследовании особенностей поведения и микросоциального окружения в детстве выяснено, что среди лиц с самоповреждающим поведением 38% были выросли в неполной семье, а так же 1 участник (2%) имел в семье приёмного родителя. В группе контроля неполная семья у 22%, и в обеих группах на воспитание к родственникам попали 2%. Особенности поведения в детстве наблюдались у 94 % из 1 группы и у 72 % из 2 группы, к ним относились страхи (1-90%; 2-64%), тики (1-10%; 2-6%) и энурез (1-6%; 2-4%).

Участники группы сравнения отвечали на вопросы касающиеся самоповреждений, в частности требовалось указать ситуации, предшествующие возникновению у них подобного поведения. Среди них наиболее распространены проблемы внутри семьи,поскольку у 25 (50%) одним из провоцирующих факторов был конфликт с родителями и родственниками, а так же у 15 (30%) конфликты с партнёром в отношениях. Одним из важных триггеров опрошенные считают конфликты с коллегами на работе или окружением в учебном заведении. 5(10%) отметили, что проблемы решения внутренних противоречий провоцитровали у них самоповреждения. Как одну их важных социальных причин селфхарма 15 опрошенных (30%) указали низкий уровень материальной обеспеченности. Довольно распространенным триггером испытуемые считают проблемы со здоровьем как у них самих (34%), так и у членов семьи(12%). Снижение успеваемости, отчисление из вуза, а так же понижение в должности и увольнение считают весомой причиной для самоповреждения по 1 испытуемому.

От появления намерений до самого акта самоповреждения у большинства (58%) проходит менее 1 часа, у 16 % от 1 до 3 часов, и у 18% более суток.

На вопрос о желании прекратить селфхарм 66% ответили положительно, а остальные 34% не хотели бы заканчивать это.

К распространённым функциям самоповреждающего поведения по результатам анкеты относится: убеждение себя в самодостаточности (78%), самоуспокоение (68%), демонстрация отдаления от окружающих людей (60%), самонаказание(52%), создание физического признака ужасного эмоционального состояния(32%),  попытка прекратить ощущение бесчувственности (30%), избегание импульсивного желания совершить суйцид(30%). Некоторые испытуемые наносили себе повреждения для создания знаков родства с друзьями или близкими (6%), а так же для удержания рядом любимого человека (4%) или пытались этим причинить боль кому-то близкому к ним(8%).

Большинство участников наносили себе повреждения в одиночестве(72%), некоторые(22%) иногда делали это в компании.

Самоповреждающее поведение впервые возникло у участников в возрасте от 7 до 20 лет и непрерывно продолжается от 1 года до 16 лет.

При нанесении себе повреждений физическую боль испытывают 50%, а 32% ощущают её лишь иногда.

Количество самоповреждений чаще всего колеблется от 1 до 10 (34%), а у 22% появлялось от 51 до 100 раз, у 18% от 11 до 20 раз.

Данные при обработке многофакторного опросника для исследования личности.

Исходя из средних значений по шкалам акцентуации, был рассчитан критерий Стьюдента, составивший ≈0.004%, что свидетельствует о высокой достоверности проведенного исследования.

При расчёте отношения выраженности по шкалам акцентуации в группе сравнения по отношению к группе контроля были получены следующие результаты: Ипохондрия (Hs) – 10,4; Депрессия (D) - 11,9; Истерия (Hy) - 11,8; Психопатия (Pd) 14,4; Паранойяльность (Pa) -  9,7;Психастения (Ps) - 9,8; Шизоидность (Sc) – 11,7; Гипомания (Ma)- 8,5.

Оценочные шкалы:

По шкале лжи низкие результаты (<40) без повышения на шкале достоверности у 24 человек из группы сравнения, а из группы контроля у 23. Низкие показатели по шкале лжи отражают относительный комфорт, тенденцию к отрицанию психологического конфликта. Соответственно представители обеих групп одинаково критично подходят к оценке своего состояния.

Значительных повышений показателей шкалы коррекции не наблюдается в обоих группах, что говорит об отсутствии искажения результатов за счет высокого неосознанного контроля над эмоциями.

Высокие результаты по шкале достоверности в группе сравнения оказались у 9, а в группе контроля – 1. При этом верхняя граница нормы в группе сравнения у 15 человек, в группе контроля у 2человек. Слишком высокие баллы (выше 70) говорят или о намеренном искажении ответов, или о том, что стиль поведения испытуемого подчиняется главному правилу – «Не соответствовать социальным нормам».

По причине возможной недостоверности нами были исключены результаты с высокими показателями шкалы достоверности в группе сравнения, а так же некоторые случайные результаты в группе контроля для корректного сравнения выборок. Дальнейший анализ будет проводиться с учетом вышеуказанного суждения.

Клинические шкалы:

В группе сравнения явная акцентуация встречается у 26 человек (65%), в группе контроля у 9 (22,5%). При явной акцентуации черты характера достаточно выражены в течение всей жизни. Компенсации не происходит даже при отсутствии психических травм, может происходить социальная дезадаптация, в том числе и хроническая. При скрытой акцентуациичерты характера проявляются в основном при психических травмах, социальнаядезадаптация возникает лишь на непродолжительное время,наиболее ярко проявляется только в течение определённого периода жизни человека (например, подросткового периода) и обычно сглаживается со временем.

Среди явных акцентуаций в группе сравнения наиболее распространены следующие типы: истерия (30%), гипомания (19%), депрессия(15%). Так же можно отметить выявление шизоидности (11%) в отличие от контрольной группы. В группе контроля наиболее распространена гипомания (3%), а так же психастения (1%), паранояльность(1%) и депрессия (1%) среди скрытых акцентуаций.

Выводы. Более высокое количество людей с явной акцентуацией в группе сравнения свидетельствует о том, что особенности личности являются одним из важнейших внутренних факторов в формировании самоповреждающего поведения. Среди провоцирующих ситуаций часто встречаются конфликты с членами семьи или людьми из близкого окружения. В совокупности с такими распространёнными в 1 группе выраженными акцентуациями как истерия, гипомания и депрессия это может говорить о том, что дисгармоничность личности, присутствующая постоянно обостряется в кризисных ситуациях. В большинстве случаев нанесение себе ущерба происходит в ближайшие часы с момента возникновения намерений, что может говорить о импульсивном характере этого поведения. Повторению самоповреждений и нежеланию прекращать это, в некоторых случаях достаточно длительное время (от 1 до 16 лет) способствуют функции, связанные с саморегуляцией.

Литература

Банников Г.С., Федунина Н.Ю., Павлова Т.С., Вихристюк О.В., Летова А.В., Баженова М.Д. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мони- торинга в образовательных организациях // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 3. С. 42—68. doi: 10.17759/cpp.20162403004   Андронникова О. О.. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением//Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 9 (87)

0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика