Онкологические заболевания являются лидерами среди причин смертности в развитых странах. Однакомногие забывают, до 50% онкологических больных погибает от тромбоэмболических осложнений.Взаимосвязью онкологических заболеваний и тромбозов ученые занимались на протяжении многих лет. Впервые об этом заговорил в 1861 году АрманТруссо. По его словам,зависимость тромбоз – опухоль имеет как прямой, так и обратный характер. Наличие мигрирующего тромбоза глубоких вен нижних конечностей может служить маркером скрытой формы рака и наоборот. Частота выявления онкологических заболеваний в группе больных с тромбозами не установленной этиологии более 10%. По данным экспертов Ассоциации флебологов России, ежегодно венозный тромбоз возникает у 240 000 человек, у 120 000 как правило, в последующем развивается ТЭЛА, 50% от этих больных умирает в течении 30 минут с момента ее возникновения.
Риски возникновения тромбозов:
Основным фактором формирования тромбоза является модифицированная триада Вирхова, которая включает в себя:
Профилактика венозных тромбэмболических осложнений показана всем больным со злокачественными новообразованиями, которым планируется хирургическое лечение. Профилактику следует начинать до операции или ближайший послеоперационный период. Методику и объем терапии хирург выбирает с учетом объема вмешательства и наличием рисков со стороны пациента. Для предупреждения осложнений у больных в группе риска существуютмеханические и медикаментозные методики профилактики. К механическим относятся эластическое компрессионное бельё. Важно помнить, что эластичные бинты на современном этапе развития не могут быть рекомендованы как способ профилактики. В соответствии с рекомендациями Ассоциации флебологов России декстраны, пероральные флеботоники и местные средства любого состава не относятся к средствам профилактики венозных тромбэмболических осложнений. Стандартом медикаментозной терапии является использованиенизкомолекулярных гепаринов(НМГ) в профилактических дозах. Использование нефракционированного гепарина нежелательно из-за вероятного развития аутоиммунной тромбоцитопении, но допускается, как препарат выбора в частных случаях. По данным клинических рекомендаций Ассоциации флебологовбольным со злокачественными новообразованиями рекомендуется применение НМГ до 28-35 суток с продлением использования антикоагулянтов на неопределенный срок или до излечения онкологического заболевания. Профилактическая доза подбирается в соответствии с массой больного и категорией риска по шкале Caprini.
Цель работы – определение патологии в системе свертывания крови у пациенток с раком молочной железы.
Материалы и методы
В клинике СГМУг.Саратова проанализированыобразцы крови 23 женщин больных раком молочной железы (2016 по 2018 гг.), которым запланировано оперативное лечение в объеме мастэктомия или квадрантэктомия молочной железы.
Критерии включения в исследования:
- РМЖ,
- возраст старше 60 лет,
- предстоящее оперативное лечение.
Средний возраст респондентов 66±2 года. Распределение больных по стадиям было следующее: I– 3 человека(13%), II – 14 (61%), III – 6 (26%). Пациенток разделили на две группы. Группа №1 состояла из женщин, в предоперационном периоде которых не было специфического лекарственного лечения в виде химиотерапии– 13 человек (57%). Посттромбофлебитический синдром в анамнезе наблюдался у 1(8%) женщины из данной группы, ИБС у 12 человек(92%) .В группу №2 вошли пациентки, у которых первым этапом лечения проведена неоадъювантная химиотерапия – 10 человек(43%). Тромбэмболические осложнения (флеботромбоз) присутствовал в анамнезе 3 респонденток (30%), ИБС наблюдается у всех женщин данной группы.
Всем больным проведено исследование показателей гемостаза с помощью теста тромбодинамики.
В отличии от рутинных методов тромбодинамика учитывает физиологические особенности процесса свертывания крови, имитируется естественное повреждение сосудистой стенки. Методика имеет высокую чувствительность к изменениям гемостаза, особенно к гиперкоагуляции на ранней стадии, когда другие методы еще не эффективны. Тест реализуется с помощью лабораторной диагностической системы “Регистратор тромбодинамики”. Подготовленные образцы плазмы крови помещаются в кюветы. Затем в кювету вносится вставка-активатор, на торцы которой нанесено покрытие,содержащие липиды, тканевый фактор. Как только плазма соприкасается с активатором - начинается процесс образования фибринового сгустка. Процесс возникновения и роста сгустка фиксируется при помощи фотосъемки на темном поле в течение 30 минут. Полученные данныепоказывают изменения размера, формы и структуры фибринового сгустка во времени.
По результатам теста тромбодинамики оцениваются следующие показатели:
Общие:
Специфические:
Анализ результатов теста тромбодинамики показал, что в группе № 1 гиперкоагуляция была определена у 9 человек (69%). В группе № 2 зафиксировано повышение начальной и стационарной скоростей роста сгустка на 10%. Эти параметры отвечают за фазу распространения каскада реакций свертывания. В данной группе больных нарушения гемостаза по типу гиперкоагуляции различной степени тяжести были отмеченны у 9 человек (90%).
В обеих группах было отмечено превышение размера фибринового сгустка, плотность сгустка и наличие спонтанных сгустков.
При сравнительном анализе коагулограмм и результатов теста было выявлено, что рутинный метод обследования позволяет определить только выраженную гиперкоагуляцию. В то время как, тест тромбодинамики фиксировал даже умеренную гиперкоагуляцию, что говорит о более высокой чувствительности метода к гиперкоагуляционным состояниям крови.
Выводы: