Изменение поведенческих реакций у крыс при употреблении энергетического напитка в течение одного месяца
Мудракова Т.А., Проценко А.А., Хачатрян М.К.
Научный руководитель: Алексеев В.В.
ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России
Кафедра патологической физиологии
Change in behavioral responses at rats while consumption energy drink for one month
Mudrakova T.A., Protsenko A.A., Khachatrian M.K.
Scientific adviser: Alekseev V.V.
Rostov State Medical University
Department of pathological physiology
Актуальность проблемы. Имеются сведения о негативном воздействии энергетических напитков (ЭН) на здоровье человека, однако влияние на поведение малоизучено. В статье изучается влияние ЭН на поведенческие реакции крыс, являющихся оптимальной моделью для сравнения с организмом человека.
Цель исследования: изучение влияния употребления энергетического напитка в течение одного месяца на поведенческие реакции у крыс.
Задача исследования: рассмотреть гипотезу, следуя которой, употребление энергетиков в течение одного месяца приводит к изменению поведенческих реакций у крыс.
Материалы и методы: Использовался раствор энергетического напитка Adrenalin Rush 250мл/сут, разведенный водой 1:1; вода 250 мл/сут. Опыты проводили на условно здоровых крысах-самцах альбиносах массой 200±20г (n=9). Перед началом периода потребления крысами энергетика были проведены функциональные тесты: открытое поле, черно-белая камера, ротарод, принужденное плавание, тест на межвидовую агрессию, приподнятый крестообразный лабиринт. Также оценивалось поведение животных в клетке до каких-либо манипуляций с ними. По окончанию эксперимента проводились те же функциональные тесты. Результаты обрабатывались в Microsoft Excel 2016 и Statistica 6.0. Для оценки достоверности данных использовался U-критерий Манна-Уитни.
Результаты. В тесте «открытое поле» достоверно (p<0,05) снизилось количество принюхиваний (6,44±4,02 до приема и 1,67±1,11 после 1 меяца приема) – исследовательская активность снизилась. В тесте «крестообразный лабиринт» достоверно (p<0,05) снижено время пребывания в открытом рукаве (22,89±10,99 до приема и 11,17±6,5 после), что свидетельствует о повышенной тревожности и пониженной исследовательской активности; снижено (p<0,05) количество свешиваний (1,78±1,31 до приема и 0,33±0,52 после), что также указывает на сниженное исследовательское поведение. В других тестах достоверных изменений показателей не наблюдалось. Активность животных в клетке до каких-либо манипуляций с ними субъективно увеличилась (у 100% крыс), увеличилось число актов груминга (у 30% крыс).
Выводы. Исследовательская активность крыс снизилось через месяц после употребления энергетика, а тревожность повысилась.