Васильева Виктория Львовна,14.08.2001 г.р.
Студентка СГМУ им. В.И. Разумовского
2 курса Медико-профилактического факультета
Медицина и философия о жизни, смерти и бессмертии
Васильева В.Л.
Научный руководитель: к.ф.н., доцент Кузнецова М.Н.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра философии, гуманитарных наук
и психологии
Медицина и философия о жизни, смерти и бессмертии
Васильева В.Л.
Научный руководитель: к.ф.н., доцент Кузнецова М.Н.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра философии, гуманитарных наук
и психологии
Философский интерес к проблеме жизни, смерти и бессмертия волновал людей с древних времен. В настоящий момент интерес к этим проблемам, в частности, к проблеме смерти, обусловлен ситуацией глобального цивилизационного кризиса, который может привести к самоуничтожению всего человечества. В конце 2019 года небольшой РНК содержащий вирус вверг в пандемию все население нашей планеты. С другой стороны, в связи с общей ситуацией на Земле значительно изменились ценности по отношению к жизни и смерти человека. Каждый человек задумывается о смертности, осознает свою конечность и делает смерть предметом своего размышления. Люди стремятся победить смерть путем увековечения себя в искусстве, деяниях, детях, пытаются прикоснуться к вечному-бессмертию. Таким образом, жизнь, смерть и бессмертие представляют собой единство противоположностей, постоянно взаимодействующих и переходящих друг в друга.
Жизнь является активной формой существования материи, позволяющей осуществлять обмен веществ и размножение организма. Существует два понятия о смысле жизни: объективистский с заранее предопределенными событиями жизни и субъективистский во главе с человеком, его самовыражением и творчеством.
Философы Античности понимали жизнь как самосовершенствование, познание мира. Смерть-закон бытия, неразрывно связанный с человеком. Философы пытались примерить человека со страхом смерти: «Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». (Эпикур «Письмо к Мекению»)
Традиция помощи человеку во избежание им страха смерти была унаследована религиями. Религия-способ взаимодействия с непознаваемым, существующим за гранью нашего осязания, который мы можем только помыслить.
Для религии Буддизма жизнь и смерть -Сансара, подразумевающая страдания. Для преодоления страданий необходимо достичь Нирваны-обретения внутренней гармонии, отрешения от внешнего бытия, что «предполагает полное угасание дхарм, полное освобождение от всего, привязывающего к существованию в любом из имеющихся миров, несопоставимость нирванического состояния с любым другим, поддающимся описанию». (Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб., 1996 С. 13)
Ислам расценивает судьбу, смерть и посмертное существование как предопределенное. Какова жизнь, такова смерть и таково бессмертие. Вера принесет человеку спасение и подарит множество благ после Судного дня.
В Христианстве понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения и новозаветной заповеди Христа. Смерть- непостижимая разумом тайна, сопряженная с переживаниями страха и надежды на искупление своих грехов и воскресение в духовном для вечной жизни. Христианство прямо смотрит в глаза смерти, признает трагизм и смысл смерти, вместе с этим не примиряется со смертью и побеждает ее, как это сделал Иисус Христос.
В реальной медицине понятие смерти объективно. Смерть- остановка, прекращение жизнедеятельности организма (отсутствие дыхания, сердцебиения, пульса). Задача врача сводится не только к лечению больного, но и к умению эмоционально сочувствовать больному на всех этапах его болезни, объяснить тяжелобольным пациентам, что смерть неизбежна, но будут прилагаться все усилия, чтобы отсрочить этот момент. В мировой практике используют протокол SPIKES, который представляет собой поэтапный способ сообщения человеку о неблагоприятном исходе его болезни.
S-set up-установка-на данном этапе подготавливается необходимая атмосфера и обстановка, в том числе психологическая, для сообщения новостей. Это помогает чувствовать человеку защищенность и не сдерживать свои эмоции.
P-perception-восприятие-ввод человека в контекст разговора, фокусировка на теме разговора.
I-invitation-приглашение-пациент «приглашает» врача к разговору. На этом этапе больной дает понять, готов ли он полностью узнать информацию о своем здоровье или же оставить за собой право не узнавать, что с ним происходит. Этот этап позволяет понять доктору объем информации, который необходимо далее сообщить.
K-knowledge-знание-непосредственное сообщение больному новости и объяснение того, что происходит.
E-emotions-эмоции, которые возникли в ответ на сообщение. Врачу необходимо поддержать пациента, предоставить комфортную атмосферу для выражения больным своих переживаний.
S-summarize-обобщение-подведение итогов информирования, подтверждение пациентом восприятия сообщения.
Современная танатология обращается к эвтаназии-добровольному решению ухода из жизни, что требует глубокого философского размышления. Эвтаназия связана с пассивным или активным участием врача, что нарушает этические нормы, сложившиеся в социуме.
На данном этапе развития биотехнологий, медицины в нашу жизнь внедряются технологии криоконсервации (технологии глубокого замораживания), которые в дальнейшем приблизят человека к бессмертию.
Таким образом, философские размышления о жизни и смерти необходимы для решения насущных проблем, возникших в связи с развитием биологии и медицины. И все же, поиск и приобретение смысла жизни и деяний человека носит индивидуальный личностный характер.