Дисплазия соединительной ткани (ДСТ) – распространенное состояние с широким спектром симптомов, имеет прогрессирующее течение с возможностью развития серьезных осложнений. В статье оценена частота встречаемости маркеров ДСТ, которые возможно выявить при первом контакте с пациентом, проанализированы характерные клинические признаки ДСТ.
Дисплазия соединительной ткани (ДСТ) – распространенное состояние с широким спектром симптомов, имеет прогрессирующее течение с возможностью развития серьезных осложнений. В статье оценена частота встречаемости маркеров ДСТ, которые возможно выявить при первом контакте с пациентом, проанализированы характерные клинические признаки ДСТ.
Дисплазия соединительной ткани – состояние, требующее внимания врачей различных специальностей. ДСТ часто встречается в популяции – его распространенность составляет 1:5, а медико-социальная значимость ДСТ обусловлена выявлением признаков соединительнотканной недостаточности среди лиц трудоспособного, детородного, призывного возраста. Отдельные проявления нарушений соединительной ткани встречаются у 85% молодых людей [1]. Как правило, у большинства пациентов с ДСТ в возрасте старше 35 лет основную проблему составляют осложнения клинических синдромов, определяющие инвалидизацию пациентов и летальные потери в группе [1-3]. Чаще встречается недифференцированная дисплазия соединительной ткани (НДСТ) – фенотипически или клинически проявляющиеся изменения соединительной ткани, не укладывающиеся в критерии генетически обусловленных ДСТ (синдромы Марфана, Элерса-Данло).
Целью настоящего исследования явилось изучение частоты встречаемости внешних маркеров ДСТ у практически здоровых лиц трудоспособного возраста, а также оценка осведомленности пациентов о наличии ДСТ и ее симптомах.
Было обследовано 70 практически здоровых человек (55 женщин и 15 мужчин, средний возраст 22,9 ± 0,5 года). Практически здоровыми считались лица, у которых на момент обследования не было острых заболеваний; имевшиеся хронические заболевания находились в стадии ремиссии. От всех участников исследования получено информированное согласие. Критерии включения: возраст от 17 до 35 лет, отсутствие на момент обследования острых и обострения хронических заболеваний, отсутствие активных жалоб на нарушение самочувствия, сохраненная трудоспособность. Критерии исключения: наличие на момент обследования острых или обострения хронических заболеваний. Использован метод случайной выборки.
Для выявления признаков ДСТ были использованы диагностические критерии Т. Милковской-Димитровой и А. Каршакова (табл.1) [4, 5].
Легкая степень НДСТ устанавливалась при наличии 2 главных признаков, средняя (умеренная) – при наличии 3 главных и 2-3 второстепенных или 4 главных и 1-2 второстепенных, тяжелая (выраженная НДСТ) – при наличии 5 главных критериев.
Гипермобильность суставов оценивалась по критериям Картера-Вилкинсона в модификации Бейтона.
Последовательно проводилось 5 тестов с 2 сторон:
1) пассивное сгибание пястно-фалангового сустава V пальца в обе стороны;
2) пассивное сгибание I пальца в сторону предплечья при сгибании в лучезапястном суставе;
3) переразгибание локтевого сустава свыше 10°;
4) переразгибание коленного сустава свыше 10°;
5) наклон вперед при фиксированных коленных суставах, при этом ладони достигают пола.
Полученные результаты оценивались по 9-балльной шкале: 1 балл означал патологическое переразгибаниес одной стороны одного сустава. Сумма баллов по указанным критериям 1–3 балла оценивалась как легкая степень гипермобильности и вариант нормы, 4–6 баллов – средняя степень, 7–9 – выраженная гипермобильность суставов (ГМС).
Оценивалось телосложение пациентов для выявления признаков астеничности, для чего рассчитывался индекс Варге и долихостеномиелия. Индекс Варге (ИВа) рассчитывался по формуле ИВа = (масса тела, г / рост2, см) – (возраст, годы / 100). Признаком астеничности считалось значение индекса Варге <1,5. Долихостеномиелия – непропорционально длинные конечности – оценивалась по отношению длины кисти к длине тела (признак астеничности – значение этого показателя более 0,11), а также по отношению длины стопы к длине тела (признак астеничности – значение более 0,15) [4, 6].
Также учитывалось наличие у пациентов заболеваний, ассоциированных с ДСТ: ГЭРБ, дискинезия желчевыводящих путей, грыжи, спонтанный пневмоторакс, варикозное расширение вен нижних конечностей, геморрой, варикозное расширение вен малого таза, варикоцеле.
При обработке данных использована программа Microsoft Office Excel.
В результате проведенного исследования легкая степень дисплазии выявлена у 27,1% обследованных, умеренная степень – у 30%, выраженная – у 14,3%; признаков дисплазии соединительной ткани не было обнаружено у 28,6%.
Астеничное телосложение по значению индекса Варге выявлено у 8,6% обследованных, у трети из них нет признаков НДСТ, у второй трети обнаружена легкая степень НДСТ, у трети – умеренная НДСТ. Долихостеномиелия выявлена у других 8,6% обследованных, причем у двух третей из них нет признаков НДСТ. Следовательно, астеничное телосложение и долихостеномиелия не являются характерными фенотипическими признаками НДСТ.
Критерии НДСТ легкой степени обнаружены у 29% женщин и 20% обследованных мужчин. Самым распространенным признаком НДСТ среди пациентов с легкой степенью являлась деформация позвоночника – обнаружена у 63%. У 37% обследованных с легкой степенью НДСТ наблюдалось сочетание таких главных критериев как деформация позвоночника и нарушение зрения, у 11% сочетание деформации позвоночника со средней степенью гипермобильности суставов, у 11% сочетание средней степени ГМС с арахнодактилией.Средняя и выраженная ГМС как признак НДСТ выявлена всего у 26% обследованных. Кожный синдром (тонкая, просвечивающая и/или легко растяжимая кожа) обнаружен у 26%.
Критерии НДСТ умеренной выраженности выявлены у 31% обследованных женщин и 26,7% мужчин. Среди пациентов с умеренной НДСТ самыми частыми симптомами были деформация позвоночника – 71,4%, нарушения зрения – 62%, плоскостопие – 57,1%. Самая частая триада критериев – сочетание деформации позвоночника, плоскостопия и нарушения зрения – обнаружена у 24% обследованных. Средняя и выраженная ГМС среди обследованных со средней степенью НДСТ обнаружена у 38%. Кожный синдром обнаружен у 47,6%. В этой группе были выявлены такие состояния, как ГЭРБ (9,5%) дискинезия желчевыводящих путей (9,5%), геморрой (9,5%), прооперированная паховая грыжа (4,75%).
Критерии выраженной НДСТ обнаружены у 16,4% женщин и 6,7% мужчин. У всех пациентов в группе с выраженной НДСТ были плоскостопие, у 90% – деформация позвоночника, у 50% – нарушения зрения. У 100% выявлен кожный синдром: тонкая просвечивающая кожа у 40%, повышенная растяжимость кожи у 30%, сочетание обоих признаков у 30%. Средняя и выраженная степень ГМС в этой группе диагностирована у 60% обследованных, что гораздо выше, чем в других группах. У 40% по данным ранее проводившегося ЭхоКГ обнаружен пролапс митрального клапана – важный диагностический критерий, также влияющий на прогноз у пациентов с НДСТ. В этой группе распространены заболевания, ассоциированные с НДСТ: ГЭРБ – 20%, варикозное расширение вен нижних конечностей – 20%, птоз внутренних органов – 20%.
При оценке осведомленности участников исследования о НДСТ было выявлено: 36% опрошенных знали, что такое НДСТ. В группе с легкой степенью НДСТ 21% участников знали о НДСТ, но только 5% ранее проверяли у себя симптомы. В группе с умеренно выраженной НДСТ 29% знали о таком состоянии, а самостоятельно оценивали наличие симптомов 9,5% опрошенных. В группе с выраженной НДСТ 50% знали, что такое НДСТ и только 20% знали о наличии у себя данного состояния.
По данным разных авторов признаки НДСТ могут встречаться у 14 – 85% лиц молодого возраста. Полученные нами результаты не противоречат данным литературы – маркеры ДСТ обнаружены у 71,4% обследованных.
Для установления диагноза и прогноза течения заболевания решающее значение имеют висцеральные проявления НДСТ (пролапсы митрального и трикуспидального клапанов, птоз внутренних органов, миопия, астигматизм и др.) [1]. Так как установлена прямая связь между количеством фенотипических маркеров и выраженностью висцеральных изменений, определение степени НДСТ на основании внешних признаков имеет вспомогательное значение для формирования групп лиц, нуждающихся в дальнейшем обследовании [1, 7].
По данным литературы частота встречаемости изменений со стороны опорно-двигательного аппарата – деформация позвоночника, плоскостопие, синдром гипермобильности суставов – составляет 57–94% [8]. В нашем исследовании частота встречаемости деформации позвоночника у лиц с НДСТ составила 72%, плоскостопия – 50%, умеренной и выраженной ГМС –38%.
В литературе описывается астенический тип конституции как преобладающий среди пациентов с НДСТ [7]. Нами не обнаружено связи между выраженностью симптомов НДСТ и астеническим телосложением – по индексу Варге оно выявлено только у 8% лиц с различной степенью выраженности НДСТ.
По данным литературы офтальмологические проявления наблюдаются более, чем у трети лиц с НДСТ [8], среди обследованных нами лиц частота встречаемости различных нарушений зрения составила 58%.
Полученные данные свидетельствуют о высокой частоте встречаемости симптомов ДСТ у лиц трудоспособного возраста, а также о низкой осведомленности обладателей маркеров НДСТ о наличии у них данного состояния, связанных с ним рисках, особенностях образа жизни, физических нагрузок, профессиональной деятельности. Возможность наличия синдрома НДСТ по внешним признакам и имеющимся заболеваниям следует учитывать врачам любых специальностей для совместного ведения пациента, своевременного обнаружения у больных проявлений со стороны внутренних органов, профилактики возможных осложнений.
Таблица 1
Диагностические критерии дисплазии соединительной ткани
Т. Милковской-Димитровой и А.Каршакова (1987)
Главные |
Второстепенные |
Деформация позвоночника и грудной клетки |
Аномалии зубов |
Плоскостопие |
Аномалии ушных раковин |
Патологии зрения |
Преходящие суставные боли |
Гипермобильность суставов |
Вывихи и подвывихи |
Повышенная растяжимость кожи |
Грыжи |
Выраженная венозная сеть на коже |
Птеригодактилия |
Готическое небо |
|
Длинные тонкие пальцы |