Новейшая история породила явление глобализации — всемирной экономической, политической и культурной интеграции. Глобализация может быть определена как ускоряющийся процесс расширения и углубления взаимосвязанности стран мира во всех сферах современной жизни — от культуры до преступности, от финансов до духовности.
Проблема глобализации актуальна. Она затрагивает все стороны жизни современного человека. В обществе наблюдается тенденция на объединение, интеграцию человеческих общностей, теперь уже на глобальном уровне.
Глобализация: возможности и перспективы
Дворцова М.В.
Научный руководитель: к.ф.н., доцент Кузнецова М. Н.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра философии, гуманитарных наук
и психологии
Проблема глобализации актуальна. Она затрагивает все стороны жизни современного человека. В обществе наблюдается тенденция на объединение, интеграцию человеческих общностей, теперь уже на глобальном уровне.
Многие авторы современности рассматривали эту проблему: Ф. Фукуяма, С.О. Мазур, С. Хантингтон и др.
Новейшая история породила явление глобализации— всемирной экономической, политической и культурной интеграции. Глобализация может быть определена как ускоряющийся процесс расширения и углубления взаимосвязанности стран мира во всех сферах современной жизни — от культуры до преступности, от финансов до духовности.
Содержанием глобализации является размывание или исчезновение барьеров для перемещения информации, капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Происходит трансгосударственный обмен идеями, предпочтениями, ценностями, поведенческими стереотипами, культурными образцами, что приводит к определенному изменению образа мышления у достаточно большого контингента людей разных социальных общностей и групп. Образ мышления в определенной степени «усредняется» в единой системе социокультурных представлений, определяющих процессы мировосприятия и мироощущения.
Развитие общества в первобытные времена требовало создания языка или системы знаков, которые будут непонятны для других племён, чтобы соседи не могли узнать об их планах. Но при формировании государств, недопонимание являлось бы большой проблемой, поэтому язык доминирующего племени становился главным. Здесь представлена интеграция одной культуры в другую.
Идея глобального развития человечества возникла еще в древности, что можно проследить в эпоху античности. В частности, Римская империя была одним из первых государств, которое утвердило свое господство над Средиземноморьем, что привело к глубокому переплетению различных культур. Этот огромный социокультурный пласт позволил латинскому языку стать языком науки, и именно он стал важнейшим средством международного культурного и научного общения. Благодаря ему европейская цивилизация начала накапливать, преобразовывать огромное количество информации, что послужило её дальнейшему прогрессу и превосходству над другими цивилизациями.
Истоки глобализации находятся в XVI и XVII вв., когда устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. В результате португальские и испанские торговцы распространились по всему миру и занялись колонизацией менее развитых сообществ.
Индейские племена не могли противостоять колонизаторам, что привело к упадку культуры. Но были и такие цивилизации, которые противостояли европейцам, и смогли сохранить свои культурные особенности и переняли новейшие технологии. Это Индия, Китай, Японии. Благодаря своему социокультурному пласту и идентичности, они сохранили и приумножили своё влияние в мире.
Опыт европейских стран постепенно распространялся по миру. Технологии внедрялись в общества захваченных стран и приносили за собой новые слова и понятия. Недостаток смысла в языке для определения нового явления, опосредовало заимствование из языка, культура которого создало это явление и использовало его чаще.
В 20 веке процесс глобализации продолжался, чему не смогли помешать даже мировые войны. После Второй мировой войны глобализация возобновилась в ускоренном темпе. Этот период, характеризуется созданием ООН, и ряда его структурных подразделений, увеличение связей и распространение достижений научно-технической революции.
Попытки отождествления глобализации с процессом гомогенизации мирового сообщества, одним из проявлений которого является постепенное стягивание мирового сообщества в единое пространство, по моему мнению, несостоятельны. Глобализация не представляется рукотворным процессом, своеобразной политикой, проводимой развитыми странами во главе с США и направленной на агрессивное продвижение западных ценностей и демократических стандартов. Но при обращении к генезису глобализации нами выявлено, что история общественного развития человеческого общества берет свое начало с момента возникновения первых государственных (прогосударственных) образований и связана с процессом интернационализации мировой культуры.
Некоторые ученые считают, что идея глобализации недопонята, её угроза сильно преувеличена и что, положительные стороны, такие как: развитие научно-технического прогресса; внедрение новых технологий в страны третьего мира, которые облегчают тяжёлый труд местных жителей; уменьшение детской смертности, за счёт развития медицины и медицинского оборудования; преодоление конфликтов на национальной и религиозной почве и усиление толерантности по отношению к малым группам; получение международного образования и т. д, перевешивают отрицательные.
Есть и другая точка зрения, суть которой заключается в том, что глобальное общество неизбежно и постоянно будет иметь дело с необратимым исчезновением и разложением различных культур. Специалисты приводят следующие аргументы: всеобщая интеграция и унификация, нивелирование национальных культур и стирание национальной аутентичности, более свободное распространение вредной информации; навязывание культа денег, насилия и пьянства; создание организованной преступности, наркобизнеса, манипуляция массовым сознанием т. д.
Заключение.
Таким образом, глобализация — интенсивный процесс, охватывающий весь современный мир, постепенно трансформирующийся в новый культурно-исторический тип — мировую цивилизацию, это процесс интеграции многих стран и народов в единое целое, с помощью усиления своих экономических, политических и духовных связей. Глобализация носит скорее необратимый характер, который возможно лишь корректировать, развивая и привнося свой вклад в мировую цивилизацию.
Мальро А. Зеркало лимба. М.: Прогресс, 1989. С. 255.
Кузьменко Г. //. Глобализация культуры: утраты и приобретения // Социальная политика и социология. 2006. № 4. С. 24—25.
Андрейчук // В. Феномен глобализации и проблема культурного разнообразия социума. 2010 №6 С.1
С. О Мазур //Феномен глобализации в ракурсе социально-философских интерпретаций: от плюрализма дефиниций к обоснованию исследовательских программ 28.10.2008. С. 31
Д. С. Трифонов//Москва, Россия Глобализация: сущность и современные тенденции развития 2016 №5 С. 36-37