Skip to Content

Христианство как нравственная основа медицины

ID: 2022-02-4388-A-19711
Оригинальная статья (свободная структура)
СГМУ им.В.И.Разумовского

Резюме

Статья посвящена изучению христианства как нравственной основы медицины.

Ключевые слова

христианская философия, религия, нравственность, медицина

Статья

Христианство как нравственная основа медицины

Григорова А.Ю.

Научный руководитель: Павлова Д.А.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Ключевые слова: христианская философия, религия, нравственность, медицина.

        Аннотация. Медицина на протяжении всего своего существования была тесно связана с религией, в том числе с христианством. В христианстве присутствует та духовная составляющая, которая помогает воспитывать нравственность, а также этические нормы в обществе. В связи с этим изучение христианства в качестве нравственной основы медицины в процессе её развития является актуальным.

Для того, чтобы оценить влияние христианства на развитие медицины с точки зрения нравственной составляющей, необходимо сначала изучить понятие «нравственность». Под данным термином рассматривается личностная характеристика, которая объединяет такие качества и свойства, как доброта, честность, правдивость, справедливость, дисциплинированность, регулирующие индивидуальное поведение человека. Также нравственность можно рассматривать как систему правил поведения личности, в основе которой находятся ценности, имеющие особую значимость для человека. Нравственность составляет духовно-нравственный аспект медицины. Основным законодателем формирования нравственных основ в медицине стал Гиппократ. Все ключевые положения были заложены в знаменитой Клятве, они актуальны и в настоящее время. Помимо того, что в данной речи были закреплены нормы поведения будущего врача, здесь также была сделана попытка внедрения трансцендентной ответственности. Сущность такой ответственности заключалась в том, что за свои действия врач не только отвечает перед своей совестью, но и перед высшими силами. Реализация такой идеи в полной мере была отражена в христианской религии, где Бог, как центральная фигура, будет являться той высшей силой, которой каждый должен будет отдавать отчет о содеянном. Христианство является основой для духовности, оно способствовало развитию нравственности в различных эпохах человеческого существования.

Изучим отношения медицины и христианства с исторической точки зрения. Медики в период античности полагали, что медицинская помощь не должна оказываться тем людям, которые уже находятся на грани смерти. Считалось, что в случае оказания такой помощи боги будут оскорблены.   Уже в период поздней античности с утверждением христианства забота о больных становится целью церкви. Василием Великим в окрестностях Кесарии Каппадокийской был создан городок для больных, или же обитель милосердия, как это место люди называли Василиадой в честь его основателя. Позже в Константинополе было принято решение о строительстве лечебниц за счёт церковных пожертвований.  В V в. уставом св. Бенедикта монахам было поручено в обязанность оказывать уход за больными, их лечение. При монастырях были созданы госпитали и приюты. В IV веке св. Фабиола открыла хоспис для паломников, после чего монашеские общины старались приложить множество усилий к выполнению заповеди «Так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Было важно уделить внимание нуждающимся, одеть нагого, накормить алчущего, посетить больного. Данная заповедь является определяющей в благотворительности.  В период Средневековья развитие медицины было тесно связано с христианской культурой. Так как христианство является религией, необходимо рассмотреть соотношение философии и христианства того времени. Средневековое мировоззрение выступало в качестве отдельного периода развития европейской философии, где на первый план выдвигалась религиозная составляющая. Этот период человеческой истории характеризовался активной разработкой религиозных концепций, что стало причиной становления патристики, как первого этапа формирования христианского учения. В это время формируются основные догматы христианства. Философия, как способ интеллектуального познания мира, утрачивает свою значимость. Но для создания окончательного набора доктрин, христианское учение обращалось к философии античности, а именно к философии Платона.  Он утверждал, что душа вечна, что существует приоритет идеального над материальным, был уверен в существовании Бога. Однако нельзя утверждать о копировании христианским богословием платонических концепций и о том, что патристика была основа на традициях философии античности, так как между ними есть различия.  В этот период католическая церковь становится властным институтом, который контролировал все сферы деятельности граждан. Создание законов сводилось к содержанию Библии, духовным ценностям, содержащихся в ней. Всё это в совокупности ослабило развитие философии и науки. К ХI веку возобновляется интерес к философии в следствие развития теологии. Спустя несколько веков богословие и философия становятся независимыми областями деятельности человека. Рассмотрим взаимосвязь христианской философии и медицины. В тексте Библии были отражены различного рода гигиенические правила, отмечается присутствие заметок об эпидемиях и болезнях, составлены рекомендации по сохранению и улучшению здоровья, также в Библии было описано, как необходимо проводить профилактику тех или иных заболеваний, рекомендации к соблюдению диеты: «Сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена. Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» [8]. При этом врач зачастую был наравне с Богом.

В культуре христианства было сформировано представление о том, что   болезнь являлась наказанием Бога, либо же испытанием для человека. Религия во многом оказала влияние как явное и неявно на становление медицины. В этот период были введены принципиально новые термины, которые применяются и по сей день. Так был введен термин «плацебо», ранее означающий, что оздоровление пациента напрямую зависит от веры самого больного [11]. Был также введен термин «карантин» в честь 40 дней пребывания Христа в пустыне [12].

В период средневековья люди шли в церковь не только за утешением и верой, но и за исцелением. Именно монастыри в те времена выступали центрами по лечению различного рода болезней, хворей. В монастырях копили книги, на основе которых формировались знания, касающиеся медицины. Монахи выращивали лечебные травы, растения. Изначально церкви были богадельнями или ночлежками, где путешественники, паломники, а также странники совершали свой поход в Святую Землю. Цель таких заведений было помочь посетителю восстановить свои цели, а также помочь лечением в случае болезни, было важно окружить больного вниманием и заботой. Современные принципы работы подобных заведений основываются именно на началах, которые были заложены в период Средневековья.

С момента принятия христианства в Древней Руси уделялось особое внимание людям с различными отклонениями состояния здоровья, осуществлялась помощь немощным, детям-сиротам. Такой вид помощи был связан с монастырско-церковной деятельностью. Монастырская медицина помимо оказания медицинской помощи утверждала идеалы христианской морали относительно помощи. Так, подвижнический долг монахов состоял в заботе о больных. В летописях нередко можно встретить такие термины, как «лечец». Киево-Печерский патерик, являясь одним из самых известных произведений древнерусской литературы, описывает личностные качества, необходимые для врача, также описано должное отношение к больным: «Лечец должен был быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования; ради больного выполнять самые черные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к нему; делать все, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии» [9].  Церковь активно способствовала открытию множества столовых и больниц для бедного населения. Именно христианство наполнило ценностями, нормами нравственности и морали  медицинскую науку.  После нашествия монгольского ига помощь нуждающимся ограничивалась народным врачеванием. Православная нравственность, как существенная составляющая духовного подвига, выражается в исполнении заповедей Божьих. Источниками Нравственного Богословия являются: Св. Писание, Св. Предание, учение Церкви, основанное тысячелетнем соборном религиозном опыте святых Отцов Церкви, нравственных образцах святых подвижников. Высшим нравственным образцом является личность Иисуса Христа. Вся жизнь Христа прошла в благодеяниях, и тем установила закон общения людей друг с другом. Каждый каждому может и должен благотворить. «Бедность или неимение средств не служит отговоркой для нежелающего благотворить — говорил св. прав. о. Иоанн Кронштадтский, — вместо великого дара, принесем усердие. Ничего не имеешь? Утешь слезою. Великое врачевство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем; несчастье много облегчается искренним соболезнованием» [10].

Согласно христианским учениям, выделяются три элемента человеческого существа. К ним относятся тело, душа и дух. Соответственно, выделяют три вида болезней: телесные, душевные и духовные. В христианстве существование личности человека возможно лишь при объединении данных трёх составляющих, должно присутствовать взаимоотношение между ними. К телесным болезням можно отнести те, которые являются причиной нарушения нормальной работы органов. Душевные же заболевания подразумевают изменения психологического состояния человека, такие изменения, как правило, не соответствуют общепринятым границам мышления и поведения индивида.

В современном обществе нравственность теряет главенствующее положение, отходя на второстепенный план. Основная цель существования человека сводится к получению выгоды, повышению уровня своего благополучия. Забота о ближнем, помощь нуждающемуся считается не столь важной потребностью.

Наличие таких проблем в обществе ведёт к принятию медициной данных постулатов, что негативно сказывается на здоровье людей, их качестве жизни. Помимо этого, сама государственная политика приводит к потере нравственности, причиной тому является снижение финансирования медицины, закрытие медицинских учреждений, неэффективное реформирование системы обучения медицинских работников. Всё это в совокупности привело к тому, что снизилась престижность профессии медика, а оставшийся медицинский персонал вынужден постоянно перерабатывать, что негативно сказывается как на отношении работников к пациентам, так их моральных и нравственных качествах, приводя порой к достаточно серьезным последствиям, что также негативно сказывается на престиже профессии медицинского работника.

Сегодня нравственность является одним из залогов предоставления качественных медицинских услуг, поскольку это позволяет пациенту получить необходимое внимание и заботу, а значит повысить шансы на выздоровление в будущем, позволяет быть уверенным, что ему окажут должную помощь.

Так, тема христианской философии как нравственной основы медицины находит отражение в текстах Священного писания, наследии отцов церкви, которые считали врачевание особой миссией, что находит отражение в тексте Ветхого завета, высказываниях апостолов, евангелистов. Святитель Фоефан Затворник говорил: «Докторов Бог дал, и к ним обращаться Божия есть воля» [13].

Выводы. Под нравственностью понимают систему норм поведения человека, сформированную обществом, где каждый его гражданин должен соблюдать эти нормы. Нравственность составляет духовно-нравственный аспект медицины. Христианская философия оказала значительное влияние на становление и развитие медицины как в России, так и в Европе, являясь для неё духовной составляющей, нравственным базисом. Христианская философия особое внимание уделяет любви к ближнему, а потому забота о нём является частью смысла жизни человека. В основе медицины лежит одна из главных ценностей данной религии – спасение жизни человека. Можно утверждать, что религия есть образ жизни. Медицина и религия стоят у истоков жизни. Именно христианство наполнило ценностями, нормами нравственности и морали  медицинскую науку.

Литература

  1. Шевчук, В.В., Минаков Симеон, Малютина, Н.Н. Христианское мировоззрение как основа медицинских этических принципов на заре становления врачевания на Руси // Sciences of Europe. 2016. №9-3 (9). С. 109-112.
  2. Пигович, И.Б. Христианство и медицина. Форум врачей. [Электронный ресурс] URL:  https://history.spbu.ru/gr-uchebnie-materialy/181-konspekty-lektsij/346-antichnoe-khristianstvo.html  (Дата обращения: 16.03.2022).
  3. Егоров, А.Б. Античное христианство. 2014. [Электронный ресурс] URL: http://surgeryzone.net/ (Дата обращения: 16.03.2022)
  4. Жарова, М.Н. Краткий очерк развития медицинской этики в Европе и России // Естествознание. 2010. №8
  5. Федермессер, Н., Граусман, М., Семчишина, Т. Хосписы. Сборник материалов: литературный обзор, рекомендательные и справочные материалы. М.: Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера», 2011.
  6. Бородулин, Ф.Б. История медицины. Избранные лекции. М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1961.
  7. Ковнер, С.Г. История средневековой медицины. Киев: Типография Императорского Университета Св.Владимира, 1893.
  8. Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, гл.37. [Электронный ресурс] URL:https://azbyka.ru/biblia/?Sir.37&r (Дата обращения: 16.03.2022).
  1. Киево-Печерский патерик [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/kievo-pecherskiy_paterik/  (Дата обращения: 16.03.2022).
  2. Горбачева,  Н. Б. Иоанн Кронштадтский. Великие пророки. М.:  ACT, 1999.
  3. Плацебо и эффект плацебо [Электронный ресурс] URL: https://www.clinvest.ru/jour/announcement/view/186  (Дата обращения: 16.03.2022).
  4. Марчукова, С.М. Медицина в зеркале истории.  [Электронный ресурс]  URL:http://www.bibliotekar.ru/421/44.htm / (Дата обращения: 16.03.2022).
  5. Святитель Феофан Затворник. Болезнь и Смерть. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/bolezn-i-smert/   (Дата обращения: 16.03.2022).
0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика