Skip to Content

Проблема бессмертия в современном обществе

ID: 2022-02-4451-A-19790
Оригинальная статья (свободная структура)
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Резюме

В современном секулярном мире бессмертие стало великим вопросительным знаком: с одной стороны люди стремятся всеми силами обрести его, а с другой опасаются последствий столь радикального изменения, несомненно, влияющего на всю систему личностных связей и общественных взаимоотношений. В данной статье анализируется отношение к бессмертию в современном обществе и рассматривается противостояние двух противоположных подходов к возможности воплощения бессмертия в реальность.

Ключевые слова

бессмертие, смерть, общество, люди, трансгуманизм

Статья

      Дискуссии о проблеме бессмертия являются актуальной темой как в научном сообществе, так и в повседневных обсуждениях. Современная тенденция дискутирования этой темы связана с тем, что обсуждение бессмертия вышло за рамки религиозных представлений и получила новое содержание в связи с развитием научных технологий, медицины, разработок искусственного интеллекта. Актуальность проблемы бессмертия в современном научном и массовом сознании тематизируется не как духовное бессмертие, а как трансформация телесности человека, потенциально продляющее жизнь, улучшающее ее качество, изменяющее когнитивные способности. Однако, эти позитивные ожидания, сопровождаются целым рядом негативных последствий, выявление которых и составит проблемное поле нашего исследования.

     Ясно, что современные люди по-прежнему боятся смерти. Они не хотят умирать и ненавидят саму возможность смерти, особенно если она будет мучительной. Многие тысячелетия, этому не было никакой альтернативы, и единственным утешением для человека были религиозные воззрения о «вечной жизни» после смерти. Научное мировоззрение поставило само существование бессмертной души под вопрос, но в то же время породили надежду на появление бессмертных существ путем генетических манипуляций или «перенесения» сознания человека в цифровую среду, сделав физическое бессмертие возможным.

     Казалось бы, люди должны устремиться к этой возможности и всячески приветствовать ее. Но практика показывает, что отношения людей к обретению бессмертия далеко не столь однозначно. Причем большинство опросов, проведенных в разных странах мира, демонстрируют скорее опасение от возможности столь радикального изменения человеческой жизни. Например, согласно опросу общественного мнения 2018 года проведенного New Scientist в Британии только 21% респондентов хочет жить вечно [4]. Согласно крупному американскому исследованию 2021 года только около 33% респондентов ответили утвердительно на вопрос хотели бы они жить вечно [3]. Еще более категоричное отношение людей к бессмертию демонстрирует отечественное исследование, которое показывает, что 99% опрошенных не хотели бы жить вечно, так как считают, что рано или поздно жизнь им надоест. [1, c. 1173].

     Усложняет рассмотрение проблемы бессмертия то, что в современном обществе набирает влияние новый подход к человеку в рамках идейно-философского направления трансгуманизма. Сегодня трансгуманизм приобрел характер доктрины по-новому описывающий природу человека. Согласно ей человек не сохраняет свои природные качества по мере своего развития, а под действием генной инженерии и иных технологических новшеств (в том числе сопряжения с искусственным интеллектом и цифровой средой) превращается в существо, которое в зависимости от обстоятельств имеет различные интеллектуальные, креативные, физические и другие свойства [2, c. 245].

     Можно сказать, что в поиске научно-технических решений и инновационных практик, способных улучшить человеческий род, трансгуманизм постулирует выход за пределы человеческого состояния и обретение высшего, квазибожественного смысла. Он влечет за собой изменение антропоцентрической парадигмы, отстаиваемой на протяжение столетий традиционным гуманизмом. Трансгуманизм направлен на преодоление границ природы, которые до недавнего времени считались непреодолимыми, с тем, чтобы создать новый вид, который более развит, чем Homo sapiens. Результатом реализации этой парадигмы могут быть существа генетически отобранные, спроектированные и усовершенствованные, которые и станут доминировать в постчеловеческом будущем: они будут не только более долгоживущими, но и в идеале бессмертными [5, p. 39].

     Но даже если такие существа будут более «разумными», то это не значит, что они окажутся счастливее и добродетельнее, чем обычные люди. Так, они, скорее всего, должны будут столкнуться с разрушением всех социальных институтов, присущих современному обществу, и прежде всего в области семейных отношений и родственных связей. Например, по мере увеличения продолжительности жизни произойдет смещение акцента с брака, как пожизненного союза нацеленного на продолжение себя в детях, на форму краткосрочных гражданских обязательств или вовсе отказ от подобных взаимоотношений, вытесняемого личным эгоизмом. Мы наблюдаем, что подобная тенденция отмечается в обществе уже сейчас. Не меньшее опасение взывает и возможность «окостенения» общества, лишенного продвижения по социальной и профессиональной лестнице новых поколений. Наконец, социум, основанный на оцифрованных человеческих сознаниях, мы и вовсе не можем пока представить.

     Таким образом, бессмертный человек – это некий «Homo excelsior» - постчеловеческий вид, превосходящий наш вид не только по продолжительности жизни, но и во многом столкнувшийся с новым кругом проблем. И проблемы эти будут столь глубоки и опасны, что и сегодня, когда наукой делаются лишь первые шаги к практическому бессмертию, в обществе возникают отчетливые опасения по поводу результата «отказа от смерти».

     Резюмируя, отметим, что вопрос о бессмертии человеческой личности в современном мире вышел за пределы религиозных воззрений и стал предметом внимания науки. Развитие науки, инновационных медицинских технологий, исследований в области искусственного интеллекта формируют надежды на возможность не только продления жизни, но и достижения бессмертия. Но возможность достижения физического бессмертия порождает целый ряд проблем, который касается духовной жизни человека, ценностей и смыслов, определяющих его жизненный мир, формы социальной коммуникации. Не вызывает сомнения, что все эти параметры должны будут измениться в мире бессмертных. Но есть ли в современной науке понимание того, что сможет стать новым гуманистическим содержанием жизни бессмертного человека? На современном этапе эти вопросы формируют круг проблем, нуждающихся в дальнейшем философском осмыслении.

Литература

1. Кононенко В.С., Вилкова Н.Д. Отношение к бессмертию в современном обществе // БМИК. 2014. №11. - С. 1173.

2. Луков В.А. Трансгуманизм // Знание. Понимание. Умение. 2017. №1. - С. 245-252.

3. Barnett Michael, Helphrey Jessica. Who wants to live forever? Age cohort differences in attitudes toward life extension //Journal of Aging Studies. 2021. Vol 57. - 100931.

4. Lawton Graham. Only one in five UK adults would choose to live forever if they could [Electronic resource] // New Scientist - URL: https://www.newscientist.com/article/2179928-only-one-in-five-uk-adults-... (Date of application 08.03.2022)

5. Llano Fernando H. Transhumanism, Vulnerability and Human Dignity. // Deusto Journal of Human Rights. 2019. no. 4. - рр. 39-58.

5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)



Яндекс.Метрика