Skip to Content

Античные философы-врачи: Гиппократ и Гален

ID: 2022-02-4388-A-19797
Оригинальная статья (свободная структура)
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Резюме

В статье рассматривается роль античных философов-врачей в становлении медицины.

Цель статьи состоит в раскрытии роли философов развитии медицины и их влиянии на современное ее состояние. Авторы обращаются к учению Гиппократа – отца медицины и учению Галена, ознаменовавшему расцвет античной медицины. Особое внимание уделено философскому аспекту античной медицины, поскольку эти области знания неразрывно связаны друг с другом. Описаны сходства и различия медицинской практики в эпоху античности и современную эпоху. Гиппократ и Гален, не обладавшие современными инструментами и знаниями, оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику.

 

Ключевые слова

Ключевые слова: античность, медицина, философия, Гиппократ, Гален

Статья

        Гиппократ (ок. 460 г. до н. э. – ок. 370 г. до н. э.) – древнегреческий врач, философ, реформатор античной медицины, естествоиспытатель. Гиппократ, конечно, не был первым, кто занимался медициной в античности, но он был первым, кто поставил медицину на научные основы и освободил от ложных мистических теорий. Смотря на медицину и философию как на две неразрывные науки, Гиппократ старался их и сочетать, и разделять, определяя каждой свои границы. [1, с 121-140]

         Произведения Гиппократа показывают наблюдательность автора и логичность его умозаключений. Свои выводы он основывает на проверенных фактах и тщательных наблюдениях. Широкую славу при жизни Гиппократу принесло изучение случаев и примеров, благодаря которым он точно предсказывал течения и исход болезни. Гиппократ был главой косской медицинской школы, которая определила направление современной медицины.

          В своих трудах Гиппократ отражал представления о целостности организма, устанавливал стадии развития болезней, индивидуальный подход к больному и его лечению, учения об этиологии, прогнозе, понятие об анамнезе, темпераментах, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины. 

           Сочинения «Гиппократова корпуса» приписываются Гиппократу, при этом известно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно ему, поскольку «Гиппократов корпус» содержит в себе и сочинения, написанные, возможно, представителями других школ, помимо косской, и поэтому в Корпусе встречаются противоречия и неоднородность стиля [2, с. 47-76]. Из-за невозможности вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и сомнений исследователей об авторстве того или иного трактата, в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса носит имя Гиппократа.

           Учения философов милетской школы Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и др. в VI-V веках до н.э. стали философским фундаментом гуморального (лат. humor – «влажность, влага») направления в медицине, сторонником которого являлся и Гиппократ. Идея о наличии материальной первоосновы бытия стала основой материалистического представления Гиппократа о целостности человека и природы, а также причин заболеваний. Гиппократ (существует предположение, что автор этой теории и трактата "О Природе человека" не Гиппократ, а Полибий) полагал, что первоосновой организма является жидкость [3, c. 688]. Жидкость в живом организме существует в 4-х формах: кровь, слизь (флегма), желтая желчь и черная желчь (венозная кровь). От соотношения этих жидкостей зависят здоровье (когда жидкости находятся в состоянии гармонии) и болезнь (когда недостает либо обнаруживается избыток одной из жидкостей) организма [3,  с. 198].

               Согласно этому учению объясняется и темперамент человека: его поведение так же зависит от соотношения четырёх жидкостей, циркулирующих в организме:

• Преобладание желчи (греч. χολή, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» – холериком.

• Преобладание слизи (греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным – флегматиком.

• Преобладание крови (лат. sanguis, «кровь») делает человека подвижным и весёлым – сангвиником.

• Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым – меланхоликом.

             Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И. П. Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» [4, с. 525].

              «Кризис» - согласно Гиппократу, являлся наиболее опасным моментом. Время кризиса для человека давалось тяжело: он либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось, а «все, что остается в болезнях после кризиса внутри, обыкновенно производит рецидивы» [3, с. 699]. При различных заболеваниях он выделял критические дни – дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным: «нужно научиться познавать с точностью состояние погоды каждого времени года и каждой болезни, какое общее благо в погоде или в болезни, какое общее зло в погоде или в болезни; какая болезнь продолжительна и смертельна, какая продолжительна и без опасности; какая болезнь острая и смертельная, какая острая и безопасная. Исходя из этого, имеют возможность замечать порядок критических дней и оттуда ставить прогноз. Когда знают эти вещи, знают также, какому больному, в какое время и каким образом нужно назначать диэту» [3, с. 378]. Во время кризиса в эпоху Гиппократа врачи должны были определять состояние пациента по его внешнему виду, симптомам, которые называет сам пациент. Однако в настоящее время такой врач вряд ли вызовет доверие у пациента. В наше время хорошим, то есть квалифицированным врачом считается тот, который тщательно осматривает пациента перед тем как задать необходимые вопросы, затем взять анализы, провести исследования ради выявления того или иного заболевания. Сегодня диагностика стала более глубокой, она фундаментальна и опирается на точные данные, которые получают при помощи анализов. Также в ходе приёма врачу необходимо ознакомиться с хроническими заболеваниями пациента, узнать о возможных аллергических реакциях, помимо жалоб, которые волнуют пациента. Но, как и врачи эпохи Гиппократа, в нынешнее время медицина считает, что болезни человека в большинстве случаев обусловлены влиянием окружающего мира, образом жизни и питанием.

                  Преставление о высоком моральном облике и этике врача также связано с именем Гиппократа. Он считал, что врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну. 

                  В трактате «О враче» Гиппократ рассуждал не только о том, каким должен быть врач, но и о врачебном кабинете и о простых хирургических манипуляциях [3, с. 97]. В своих писаниях Гиппократ ясно даёт понять, что если врач опытен и выполняет свою работу доброкачественно, то он является авторитетом. Врач должен быть сдержанным и настоящим профессионалом для своих пациентов. Также нельзя не упомянуть о том, что для Гиппократа настоящий хирург только тот, кто будет иметь знание, только он сможет правильно приступить к хирургии: «У врачей самих есть путь в мудрости; и об этом они не думают, что это истинно; но с этим согласуются все явления, происходящие в телах, в их преобразованиях и переменах, которые проходят через всю медицину, все то, что излечивается хирургией, что достигается уходом, лечением, диэтой. Но самым главным делом должно быть знание всего этого» [6, с. 112]. Несмотря на то, что Гиппократ говорил об этом в V-IV вв. до н. э., его слова остаются актуальными и в нынешнее время. Несомненно, врач должен быть высококвалифицированным специалистом, «мастером своего дела». Только тогда врач сможет принести пользу окружающим и помочь людям в лечении их заболеваний. Он должен все время расширять свои знания, чтобы применять лучшие методы лечения и разумно пользоваться открытиями медицины. И самым главным качеством врача должно быть его вдумчивое отношение ко всем больным, независимо от их социального статуса и тяжести заболевания.

               Как считал Гиппократ, медицина делает всех врачей истинными философами, так как они обеспокоены судьбой людей (и в этом подобны богам [3, с. 111]), а не тем, как называется их болезнь. Это – благородное служение людям, которое возможно, если человек, обучающийся медицине, имеет «природное расположение, обучение, удобное место, наставление с детства, любовь к труду и время» [3, с. 93]. Сегодня же медик должен всегда стремиться к умножению собственных знаний, поиску более совершенных средств избавления людей от болей: больших и малых, физических и душевных. Помимо образованности – специальных теоретических и практических знаний – хорошего врача и сегодня характеризует умение размышлять, способствующее также избавлению больного от страданий. Это умение позднее и Эпикур (342/341 до н. э. – 271/270 до н. э.) считал лекарством философским, его «тетрафармакон» (τετραφάρμακος) – четырехчастное лекарство для счастливой жизни: 1) «Суще¬ство бла¬жен¬ное и бес¬смерт¬ное ни само забот не име¬ет, ни дру¬гим не достав¬ля¬ет, а поэто-му не под¬вер¬же¬но ни гне¬ву, ни бла¬го¬во¬ле¬нию: все подоб¬ное свой¬ст¬вен¬но сла¬бым», – не нужно бояться богов; 2) «Смерть для нас ничто», – не нужно бояться смерти; 3) «Пре¬дел вели¬чи¬ны наслаж¬де¬ний есть устра¬не¬ние вся¬кой боли. Где есть наслаж¬де¬ние и пока оно есть, там нет ни боли, ни стра¬да¬ния, ни того и дру¬го¬го вме¬сте», – счастье возможно достичь; 4) «Непре¬рыв¬ная боль для пло¬ти недол¬говре¬мен¬на. В наи¬выс¬шей сте¬пе¬ни она длит¬ся крат¬чай¬шее вре¬мя; в сте¬пе-ни, лишь пре¬вы¬шаю¬щей телес¬ное наслаж¬де¬ние, – немно¬гие дни; а затяж¬ные немо¬щи достав¬ля-ют пло¬ти боль¬ше наслаж¬де¬ния, чем боли», – не нужно бояться боли [7, с. 319-320]. Как известно, от мудрости врача зависит и выздоровление пациента, поэтому именно размышление, в одиночестве и «с тем, кто похож на тебя» [7, с. 319], а не слепое следование инструкциям и советам, помогает избавлению от страданий, и, следовательно, обретению счастья. 

                 Гиппократ также говорил о том, что «внедрено в его [врача] ум знание богов» [6, с. 112], то есть, судьбы, поэтому врач его эпохи – в чем состоит еще одно отличие от современности – не должен лечить безнадежно больного, поскольку это невозможно, а значит, бессмысленно: «много справедливее будет удивляться силе медицинского искусства, когда оно восстановит кого-либо страдающего неявной болезнью, чем когда оно возьмется за невозможное». [3, с. 138], в таких случаях врач должен узнать лишь причины смерти и страданий, чтобы, совершенствуя свои знания, стать лучшим врачом в будущем и уметь предсказывать последствия болезней.

               В медицинской этике Гиппократ выдвинул четыре принципа лечения: 

• не вредить больному 

• противоположное лечить противоположным

• помогать природе 

• щадить больного

         Несмотря на то, что достижения современности существенно изменили методы лечения, Корпус Гиппократа не потерял актуальности и по сей день, так как он описывает и обосновывает тот фундамент, на котором строится современная медицина. Так, например, болезни человека в большинстве случаев и сегодня обусловлены образом жизни и питанием.

          Обратимся теперь к еще одному яркому врачу-философу античности – Галену (129 – ок. 216 г.). Если Гиппократ «требовал внести философию в медицину и медицину – в философию, – ведь врач-философ богоравен», то Гален также утверждал, что «хороший врач должен быть философом» [5, с. 35], а Гиппократ был для него авторитетом, тем, каким и должен быть врач. 

           Своего расцвета античная медицина достигла именно в трудах этого врача. Главным сочинением Галена является «О назначении частей человеческого тела», где он приводит достижения его предшественников и описывает ряд собственных открытий в физиологии и анатомии. На русском языке эта книга была опубликована только в 1971 году, благодаря чему мы сегодня знаем Галена не только как толкователя Гиппократа, но и как самостоятельного исследователя, создавшего систему, объединяющую анатомию, физиологию, философию и этику, а не только описывающую способы лечения.

                  Гален считал, что при постановке диагноза и назначении лечения врач должен учитывать состояние здоровья пациента, правильно анализировать и классифицировать его, так как одно и то же заболевание у больных может протекать неодинаково. Поэтому Гален при постановке диагноза предлагал различать четыре понятия: уменьшение активности; ухудшающееся состояние, его причину и следствие. Эти понятия помогали составить «общую картину болезни» и правильно поставить диагноз, который непосредственно влиял на ход лечения.

                  Гален не придавал самодовлеющего значения ни одному из существующих подходов к лечению болезней в медицине. При его жизни были распространены три основные позиции: 1) «рационалистов», или «догматиков», утверждавших, что причины болезней и пути лечения определяются целиком и полностью разумом; 2) «эмпириков», опиравшихся только на эмпирический опыт; 3) «методистов», придававших значение как клиническому опыту, так и умозрению, стремясь как примирить два предыдущих направления, так и привнести нечто новое [8, 9]. Рационалисты знали причины болезней и учитывали особенности пациента, без этого нельзя было назначить лечение.  Эмпирики, согласно Галену, отличаются тем, что проявления болезни для них зачастую носят случайный характер, потому что причина их не всегда ясна и понятна на чувственном уровне, а опыт таких проявлений врач (или просто человек) выбирает не умышленно, а случайно сталкивается с ним. Накопление такого опыта и служит развитию врачебного искусства и развитию медицины [9, с. 60]. Гален описывает эти подходы так: «Эмпирики защищают себя от критиков и стараются показать, что эмпирический опыт не противоречив, самодостаточен и довольно искусен. Рассуждения же рационалистов по аналогии они подвергают разнообразной критике. Так что догматики также вынуждены теперь отвечать на все эти критические возражения. На заявление догматиков о том, что им якобы известна природа тела, источники всех болезней и движущие силы лекарств, эмпирики полемично замечают, что им, возможно, и удалось достичь убедительного и основательного понимания, но достоверное знание им не доступно. Иногда они все же допускают возможность достижения такого знания, отрицая, впрочем, его полезность, или, признав его не бесполезным, объявляют поверхностным» [9, с. 63]. Довольно странным для современности может показаться тот факт, что эмпирики не считали важным для врача изучение анатомии, когда, напротив, рационалисты высоко ценили ее наравне с логикой [9, с. 63-64]. Отличие же методистов от рационалистов состоит в том, что первые среди признаков болезни выделяют самые важные и опасные, на неявные вообще не обращают внимания.

                  Гален занимал срединную позицию, и споров рационалистов (догматиков) и эмпириков не одобрял, так как, несмотря на занимаемую позицию, дискуссию и поиск оснований, врачи, когда уже приято решение о лечении (хоть и противоположными путями), действуют сходным образом. Врач, по Галену, должен знать анатомию и физиологию, а так же логику, чтобы попросту не запутаться в рассуждениях (и своих, и внешних), причины, противоположности и различия, которые, конечно, описал еще Гиппократ.

                  Все тела происходят из четырех элементов (земли, огня, воздуха и воды), считал вслед за учителем-Гиппократом Гален, и их качеств (холодного, горячего, сухого и влажного), которые составляют ткани тела. Темперамент не является их простой смесью, а полным взаимопроникновением. Темпераментов Гален выделяет девять (а не четыре, как у Гиппократа) – по четыре простых (одно качество) и смешанных (пары качеств), и один «наилучший», соразмерный, зависящий от всех четырех качеств, не считая преобладание теплоты и влажности преимуществом, как это было у других философов, которые полагали, что эти качества отличают человека от растений и мертвых тел [8, с. 291-292]. Жидкости: кровь, флегма, желчь желтая и черная, в свою очередь, происходят от этих элементов и их качеств. Любой организм предполагает определенную меру их сочетания, а каждое качество обладает своей определенной способностью, например: кровеносная способность вен, переваривающая способность желудка, пульсирующая способность сердца и т.д. Гален сетовал на то, что врачи невнимательно относятся к изменениям тела, которые непосредственно зависят от этих качеств, потому что, с одной стороны, такая невнимательность усложняет понимание и диагностику болезни, а, с другой – подбор лекарств, ибо и их действие обусловлено теми же свойствами – нагреванием, охлаждением, увлажнением, наделением сухостью или их сочетанием, а также лекарства «привлекают» жидкости, причем не только одну, а все [8, с. 297]. 

                Гален, следуя Платону, не отрицал существование души, но не был полностью уверен в том, как именно она существует («Что касается души, то очевидно, что она есть. Я знаю лишь то, что мы обладаем душой, и что таково всеобщее мнение. Ведь, как видно, все люди “душой” называют причину произвольного движения и ощущения. Однако я не претендую на то, что знаю сущность души; еще сложнее для меня понять, подвержена ли она смерти» [8, с. 288]) и отмечал, что это знание не влияет на здоровье человека и лечение болезней. Все же он поддерживает платоновское деление души на три части и признает обитание ее в теле, поскольку вне тела обнаружить ее не представляется возможным, и контроль над ним, хотя тело тоже влияет на душу, ибо если дисбаланс жидкостей или изменения (например, прекращение дыхания) в нем слишком велики, то душа покидает тело. Душа является началом движений: 1) от головного мозга – рациональная душа, память, чувственное восприятие, 2) от сердца – пульсирующие движения (артерий), тепла, в том числе порождающего гнев, 3) от печени – питание; и для врача знание этих начал полезно [8]. 

Гален говорил и о благородном образе врача, желая восстановить традицию Гиппократа, которая связывала с врачебной деятельностью этические идеалы и правила, подвергая критике современных ему врачей. Он критикует врачей, во-первых, за невежество, нежелание изучать древних врачей, а помимо медицины и другие науки, которые содействуют медицине (например, астрономию – ибо смена времен года влияет на человека, логику – виды и роды болезней, грамматику (риторику) – о ясном изложении мысли), все это ведет к неспособности ставить верный диагноз и дискредитирует искусство врачевания, Гален проводит параллель с упражнениями атлетов, которые требуют постоянных усилий для достижения результата [10, с. 94-95]. Во-вторых, врачи слишком стремятся к богатству, и изучают медицину не ради помощи людям, но в первую очередь для собственного обогащения, ведут невоздержный образ жизни, забывая о том, что трудолюбие является одним из важнейших качеств врача. Все знаменитые врачи говорили об особом служении врача, которое предполагает высокоморальный образ жизни и образованность, поскольку только образованный человек способен понять самого Галена, ведь он не только совершил открытия в медицине, но и продолжил либо подверг критике учения предшествующих врачей-философов. 

               Многие достижения Галена являются актуальными и в наше время:

• Гален выступил систематизатором медицинского знания, внес вклад в разработку проблем медицинской этики;

• он стал основоположником науки о классификации болезней, применял в классификации локалистический принцип (различение болезней по месту поражения органов и тканей), симптоматологический принцип (по наиболее типичным симптомам), этиологический принцип (по причинам и условиям возникновения)[6, c. 83-97] 

              В нынешнее время в основе классификации болезней лежат следующие принципы: причина (инфекционные, травматические, генетические и т.д.); патогенез (воспалительные, иммунопатологические и т.д.); длительность течения (острейшие, острые, подострые, хронические); локализация (кожные, глазные и т.д.); возраст (детские болезни, старческие); пол (мужские, женские); основной принцип лечение (хирургические, терапевтические). Однако, несмотря на то, что современная классификация болезней стала расширенной, в ней сохранились некоторые принципы классификаций Галена. Неизменными остались цель и предназначение медицины – здоровье, и главное знание врача – как его сохранить и как его вернуть, если оно утрачено.

                   Сейчас для правильной постановки диагноза проводятся сложные диагностические исследования, но даже в нынешнее время во внимание берется состояние пациента, анамнез заболевания, что необходимо для постановки верного диагноза и назначения правильного лечения.

                  Вывод

              Таким образом, можно сделать вывод, что здоровье в античности определялось как гармония, выражение физической и нравственной красоты человека, мы соотносим такую гармонию со здоровьем и сегодня. Изучение истории и философии медицины, на необходимости чего настаивал Гален, формирует научное мировоззрение врача и совершенствует его клиническое мышление. Как отмечал также изучавший анатомию Аристотель (эту позицию, как мы указали выше, поддерживал и Гален), одного лишь опыта недостаточно для того, чтобы быть искусным врачом, необходимо знание причин, то есть, в случае медицинского искусства, понимания, почему (а не только как) происходит тот или иной процесс в теле человека (сегодня подобный принцип выражается в «патогенетическом подходе»). Для этого и современному врачу требуются знания о развитии медицины – а не лишь знание ее современного состояния – такие знания, конечно, не ограничиваются сугубо медицинским контекстом и требуют понимания взаимодействия медицины с достижениями естествознания, социальных и гуманитарных дисциплин. Именно поэтому труды Галена – один из важнейших источников в истории естествознания, с помощью которого можем определенно говорить о натурфилософском фундаменте теории и практики [9, с.118-122]. Более того, можно сказать, что изучение трудов Галена в России только начинается, в том числе потому, что очень немногие его труды переведены на русский язык. Коллектив авторов –  Балалыкин Д. А., Щеглов А. П., Шок Н. П., издавший книгу «Гален: врач и философ» [11] работает над «Сочинениями» Галена (издано пять томов). Нельзя обойти вниманием и тот факт, что тексты античного автора еще требуют интерпретации, несмотря на то, что сегодня считается, что медицина во многом (если не во всем) уже продвинулась далеко вперед, все же некоторые мысли «древнего» автора до сих пор остаются непонятыми, а значит, требуют от нас изучения и понимания.

                Если общетеоретические разделы медицины непосредственно связаны с философией, то специальные ее разделы находятся с ней в более отдаленной и опосредованной связи. Философия медицины не стремится подменить конкретные медицинские науки и конкретное изучение фактов и явлений в природе и обществе. Она не занимается изучением болезней, конкретных причин и условий их возникновения. Ее важнейшее назначение состоит в том, чтобы мировоззренчески и методологически влиять на ход медицинских исследований. 

 

Литература

1. Герасимова И.А. Гиппократ и Аристотель (к вопросу о становлении первых логических программ) // Epistemology & Philosophy of Science. 2016. №2 (48). С. 121-140. 

2. Карпов В. П. Гиппократ и Гиппократов сборник // Гиппократ. Избранные книги. М.: Биомедгиз, 1936. С. 47-76.

3. Гиппократ. Избранные книги. .: Государственное изд-во биологической и медицинской литературы, 1936. С. 95-107.

4. Павлов И. П. Полное собрание трудов: В 5 т. Т. III. М.; Л.: Изд-во АН СССР,1949. С. 525.

5. Терновский В.Н. Клавдий Гален и его труды // Клавдий Гален. О назначении частей человеческого тела. М.: «Медицина», 1971. С. 35.

6. Шульга Е.Н., Маслова А.В. Философские основания медицины Галена. Философские науки. 2015. №7. С. 83-97.

7. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.: Художественная литература, 1983. — 383 с.

8. Гален Клавдий. О моих воззрениях / Пер. Е.В. Афонасина // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2016. №10.1. С. 190-215.

9. Гален Клавдий. О толках для начинающих / Пер. Е. В. Афонасина // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. №9.1. С. 56-72.

10. Гален. О том, что наилучший врач есть также философ / Пер., прим. и вступ. ст. И. В. Пролыгиной // Историко-философский ежегодник. 2011. Институт философии РАН. М.: Канон, 2013. С. 82-100.

11. Балалыкин Д. А., Щеглов А. П., Шок Н. П. Гален: врач и философ. М.: Весть, 2014. 416 с.

 

5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)



Яндекс.Метрика