Skip to Content

ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО КАК ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

ID: 2022-03-4388-A-19873
Оригинальная статья (свободная структура)
Саратовский ГМУ им.В.И.Разумовского

Резюме

В данной статье анализируется проблематика взаимоотношения искусства и философии как двух важнейших форм познания человеком мира, и, прежде всего, как форм мыслительной и практической деятельности человека. Представлен анализ роли человека как субъекта искусства и философии. В ходе исследования выявлены общие черты философии и искусства, различия между этими результатами осмысления действительности, а также освещены аспекты возможности соприкосновения и взаимодействия между ними.

Ключевые слова

Философия, искусство, человек, истина, литература, наука.

Статья

Саратовский ГМУ им.В.И.Разумовского
Научный руководитель: Клочков Михаил Вячеславович, ассистент кафедры философии, психологии и гуманитарных наук.

ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО КАК ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Термины «искусство» и «философия» имеют множества определений, данными различными исследователями. Так, согласно определению социолога и философа А.А. Грицанова, философия – это особая форма познания и система знаний об общих характеристиках, понятиях и принципах реальности (бытия), а также бытия человека, об отношении человека и мира.
Обратившись к множеству определений других авторов, можно сделать вывод, что у большинства из них имеется общая черта – акцент на познавательную и мировоззренческую функции философии, а также на преимущественно теоретический характер данной науки.
В классическом понимании искусство определяется как категория эстетики, подразумевающая под собой образное осмысление действительности.
Немецкий философ Г. Гегель определял искусство как часть философской системы или явление, отражающее культурно-историческое наследие отдельных народов. В таком понимании обнаруживается сходство с философией, которая, несомненно, также является отражением культуры эпохи.
Несомненно, искусство выступает в роли особого инструмента познания человеком его собственной природы и мира с древних времен. Наскальная живопись, гравировка по кости, различные скульптуры из камня, глины, первоначально возникли как способ сбора и анализа информации. Возникновение искусства в первобытном обществе свидетельствовало, прежде всего, о том, что человек готов к полноценному познанию окружающего мира. В дальнейшем, переходя от простых и примитивных форм к более сложным, искусство становилось все более и более ориентированным на развивающиеся эстетические ориентиры человека и в меньшей степени носило прикладной характер.
Таким образом, в первобытной общине постепенно происходил процесс развития духовных потребностей, который по мере развития человечества на протяжении многих веков трансформировался в морально-нравственные и эстетические устои. Искусство отражало эти процессы.
Достижениям современного искусства (атональная музыка, абстрактная живопись, экспериментальная литература) мы обязаны эстетическому сознанию, которое проводит грань между искусством и жизнью. Если искусство, к примеру, Эпохи Возрождения ставило целью творить образы, выражающие идеалы красоты человека, то современное искусство сформировалось как протест против резкого разделения прекрасного и безобразного, культурного и некультурного. Немецкая классическая эстетика (Кант, Шеллинг, Гегель) определяла цель искусства не как прекрасное (мимесис), а как возвышенное. Современные же теории искусства — это попытки преодоления классической эстетики, отказ от понятий как прекрасного, так и возвышенного. В философии постмодернизма данная культурная тенденция находит своё выражение.
Рассмотрим различные виды искусства, чтобы установить связь между ним и философией. Одним из примеров такой взаимосвязи являются литературные произведения. Литература, в особенности художественная – важнейший культурный инструмент получения человеком знаний, познания им собственной природы и окружающей действительности, способ формирования личности человека.
Таким образом, литература выполняет когнитивную функцию искусства. Рассматривая поведение и поступки людей в художественных произведениях, человек строит свою концепцию истины, из чувственного наблюдения человек приобретает новые знания. В обобщенном смысле, литература выступает в роли источника знания о правильности бытия человека.
Несомненно, в широком смысле величайшие литературные произведения можно назвать философскими трудами. Так, философский и художественный подходы органично сочетались в творчестве И. Гете. Его работа философа неотделима от работы художника. Наибольшей эстетической силы он достигает в тех самых произведениях («Прометей» и «Фауст»), где единство художника и мыслителя наиболее органично. Можем ли мы четко различать философские и эстетические принципы в «Фаусте»? Ни один гений не смог бы создать такое произведение без синтеза философского, эстетического и научного подходов.
Еще одним примером взаимосвязи искусства и философии выступает театр. Можно выделить два основных подхода к опыту театра. Согласно первому подходу, театр и любая перформативность находятся в рамках текста и письма, а речевая и звуковая части фигурируют лишь как иероглифическое или фонологическое дополнения к тексту. Согласно второму подходу, исполнение само является событием, поскольку каждый спектакль – это своеобразный диалог актеров с залом. Современные концепции акцентируют творческий, перформативный аспект и понимают произведение как событие. Цель представления как произведения – вовлечение зрителя в перфоманс, побуждение его к активной мыслительной деятельности, пробуждение в нем эстетических и нравственных чувств. Любой спектакль - творение не только всех кто участвовал в его создании, но и зрителя, это своего рода сотворчество с зрителем. Театр, подобно философии, несет в себе воспитательную, критическую и мировоззренческую функции, побуждая человека к мышлению посредством зрелищ, он является формой познания.
Однако, если можно сделать вывод о том, что искусство и философия имеют общие цели – воздействие на человека путем побуждения его к познавательной деятельности, формирование его эстетических и нравственных ориентиров, исследование его сущности, то в понимании роли человека как субъекта между ними существуют различия.
Так, искусство описывает внешние и внутренние моральные качества человека. Философия, в свою очередь, предпринимает попытки ответить на вопросы о предназначении человека в мироздании.
Философия имеет теоретический характер, в то время как большинство форм искусства - чувственные и образные. Философская мысль отражает свой предмет в понятиях и категориях; искусство характеризуется эмоциональным и образным отражением и преобразованием реальности.
На наш взгляд, становится очевидным тот факт, что философия оказывает большое влияние на развитие и понимание искусства человеком. Кроме того, философия и искусство играют большую роль в становлении личности человека. Искусство рассматривает человека с точки зрения вкуса и чувств, описывает его образ, анализирует моральные качества. В то же время философия рассматривает более глубокое знание о человеке, пытаясь определить истину человеческого бытия, его смысл и роль в мироздании.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что как философия представляет собой искусство критического и аналитического мышления, рассуждения, так и искусство содержит в себе элементы философии. Взаимосвязь между ними очевидна, и, на наш взгляд, эти две формы познания не представляется возможным разделять между собой, и, тем более, противопоставлять друг другу. Философская мысль, как и искусство, формируются под влиянием культурно-исторической среды, являются отражением развития культурной мысли в данном историческом периоде. Интересы философии охватывают весь накопленный социально-исторический опыт общества.

Литература

1. Вострова Г.А. «Инстинкт театральности» Н. Евреинова: от театрализации жизни к театротерапии // Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации. – Сб. статей по материалам научно-практической конференции. М., 2010 С. 38-46.
2. Иванов, В.В. От ретеатрализации театра к театральной Театр ХХ века. Закономерности развития / под ред. А.В. Бартошевича. М., 2003.
3. Кочеров С.Н. Философия: учебное пособие / Кочеров С.Н. – Н. Новгород, НИУ РАНХиГС, 2015. – 150 с.
4. Марков Б.В. Философия и искусство как практики образования человека / Б.В. Марков // Вестник СПбГУ. – 2013. – №1. – С.5-11.
5. Притыкин В.П. История изобразительного искусства: учебно-методическое пособие / В.П. Притыкин, Г.Р. Файзрахманова. – Казань, КГАСУ, 2016. – 60 с.
6. Acta Universitatis Danubius. Communicatio [Электронный ресурс]. URL: http://journals.univ-danubius.ro/index.php/communicatio/article/view/273...
7. Philosophy and Art [Электронный ресурс]. URL: https://www.marxists.org/reference/archive/spirkin/works/dialectical-mat...
8. Татаренко Н.А., Понятия искусства и идеала в гегелевской эстетике в свете новых источников // М.: Т. 22. № 1. 2017. – С. 27–37
9. Хайдеггер М. , Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987. – 399с.
10. Фролов Б.А. , Первобытная графика Европы. – М.: Наука, 2004. – 200 с.

0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика