Skip to Content

Басня XX века: расцвет и кризис

ID: 2013-02-27-T-2194
Тезис
СГМУ

Басня XX века: расцвет и кризис

Желудкова А.А.

Научный руководитель: д.ф.н., доцент Данилина Н.И.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра русской и классической филологии

Басня как жанр с момента своего появления была призвана высмеивать человеческие пороки. Сегодня количество людских пороков растёт, а количество современных басен стремится к нулю. Возникает вопрос: существует ли жанр басни в современной литературе?

Перемена ценностей в обществе отразилась и на восприятии морали. Главным условием существования жанра басни является социальный заказ, т.е. потребность общества в литературе, содержащей басенные функции: сатирическую, дидактическую, философскую.

Жанр басни был популярен в советский период. Советские басни отличаются не только острой сатирой, но и прямым выражением идеологии. Дидактическая функция их усиливается, так как в советское время поучение и обличение «неправильных» пороков было особенно востребовано. Например, в басне Д. Бедного «Порода» явно отражается одна из главнейших мыслей марксистско-ленинской философии: «Власть пролетариату!».

Но что же произошло к концу XX века, если в XXI мы уже не можем наблюдать подобной популярности басен?  После  распада СССР исчезла советская идеология. В масштабах басенного жанра это вызвало исчезновение  социального заказа.
Однако главнейшая цель – обличение человеческих пороков и предмет басни как жанра – сами человеческие пороки – никуда не делись. В наши дни можно наблюдать следующее явление: другие жанры, которые на сегодняшний день не только живы, но и превосходят своей востребованностью басенный жанр, дублируют функции, когда-то принадлежавшие жанру басни. Например, анекдоты забирают сатирическую функцию. Этот фольклорный жанр, короткая смешная история, передающаяся по обыкновению «из уст в уста», в настоящее время печатается в развлекательных отделах многочисленных газет и журналов. Что же до дидактической функции, то её забирают детские рассказы и побасенки, представляющие собой, как правило, четверостишья, последняя строка которых – сокращённая мораль. Широкой известностью пользуются, например, стихи Риммы Алдониной. Философскую функцию басни переняли афоризмы, которые также часто публикуются в литературных и обществоведческих Интернет-ресурсах.

Таким образом, можно сказать, что роль басни в конце XX века (когда у басни исчезает некогда ведущая функция – отражение государственной идеологии) начинает всё более и более умаляться. На сегодняшний день басня не умерла как жанр, но передала свои функции другим жанрам. Смысл басни живёт и по сей день в её «потомках». Возрождение басни возможно, однако для этого потребуется соответствующий социальный заказ, который на сегодняшний день наше общество не готово предоставить.

Ключевые слова

Современное общество, басня, жанр, кризис
0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика