Skip to Content

Милосердные сёстры августейшей семьи

ID: 2013-02-8-A-2298
Оригинальная статья (свободная структура)
Студентка 6 курса, 14 группа лечебного факультета

Резюме

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку, готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается. В настоящее время для участия в делах милосердия уже недостаточно только желания и доброго отношения. Необходимы профессиональные знания и умения.  В условиях негативных медико-демографических про­цессов, в особенности снижения рождаемости и старения населения, ухудшения состояния здоровья россиян здравоохранению нужна медицинская сес­тра, владеющая не только профессиональными навыками, но и умеющая аналитически мыслить, учитывать психологические особенности пациента и даже отно­шения в семье. Приобретение таких знаний и умений является обязательным условием допуска к работе медицинских сестер в медицинских и социальных учреждениях. В настоящее время обучение медицинских сестёр в России осуществляется не только в средних медицинских учебных заведениях, но и в высших. Вместе с высшим образованием медицинская сестра получает квалификацию менеджера. От подготовки среднего медицинского персонала во многом зависит качество медицинской помощи населению. В связи с этим представляет большой интерес изучение накопленного опыта милосердных дел, полученного еще в период становления института милосердных сестер. 

Ключевые слова

Милосердие, эпоха, монастырь, священнослужители

Статья

Милосердные сёстры августейшей семьи

Евдокимова Е.К., Ширшова С.А.

Научный руководитель: ассистент Ширшова С.А.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра поликлинической терапии

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку, готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается. В настоящее время для участия в делах милосердия уже недостаточно только желания и доброго отношения. Необходимы профессиональные знания и умения.  В условиях негативных медико-демографических про­цессов, в особенности снижения рождаемости и старения населения, ухудшения состояния здоровья россиян здравоохранению нужна медицинская сес­тра, владеющая не только профессиональными навыками, но и умеющая аналитически мыслить, учитывать психологические особенности пациента и даже отно­шения в семье. Приобретение таких знаний и умений является обязательным условием допуска к работе медицинских сестер в медицинских и социальных учреждениях. В настоящее время обучение медицинских сестёр в России осуществляется не только в средних медицинских учебных заведениях, но и в высших. Вместе с высшим образованием медицинская сестра получает квалификацию менеджера. От подготовки среднего медицинского персонала во многом зависит качество медицинской помощи населению. В связи с этим представляет большой интерес изучение накопленного опыта милосердных дел, полученного еще в период становления института милосердных сестер.

 Целью  настоящей  работы  является оценка роли женщин царской династии Романовых в осуществлении милосердных дел в тяжелые для страны времена и обобщение опыта по организации  сестринской помощи в России.

Нами проанализирована история становления и развития института сестер милосердия в России.

Дела милосердия всегда занимали существенное место в жизни женщин императорской фамилии. Начиная с XIX века, некоторые из них переставали ограничиваться только положенной по статусу деятельностью и посвящали всю жизнь служению Богу и ближним, предпочитая крест сестёр милосердия. Ещё до возникновения института сестёр милосердия в России существовали общины сестёр и «сердобольных вдов», помогавших больным. Одним из старейших заведений такого типа являлась Свято-Троицкая община сестёр милосердия в Петербурге, основанная в 1844 году принцессой Терезией Васильевной Ольденбургской и Великой Княгиней Александрой Николаевной. Протоиерей Сергий Махаев, прославленный в лике святых новомученников российских, писал: «Основательница общины ревностно трудилась на пользу её, даже сама кроила и шила одежду детям приюта и школы при общине, привлекала к этому делу и детей своих….. Она ни разу не пропустила своей очереди дежурства у постели больных. И, возвращаясь однажды пешком с ночного дежурства в больнице, принцесса простудилась, что послужило началом той продолжительной болезни, которая и унесла её в могилу» [ 1].

Жертвенный характер матери унаследовала дочь принцессы Терезии, Великая Княгиня Александра Петровна. Ещё в детстве она раздавала все свои карманные деньги на помощь бедным и больным детям, а в юности из своих средств помогала различным благотворительным учреждениям, возникающим, в том числе, по её инициативе. Став женой Великого Князя Николая Николаевича, Александра Петровна основала в Петербурге Покровскую общину сестёр милосердия, больницу, амбулаторию, отделение для девочек-сирот, училище для образования фельдшеров. Во время русско-турецкой войны ею был организован санитарный отряд.

В 1879 году Великая Княгиня тяжело заболела и, перебравшись в Киев, приступила к осуществлению своей давней мечты – созданию женского монастыря с многочисленными лечебными и благотворительными учреждениями, «живого монастыря», как сама она называла его. Но княгиня участвовала не только в молитвенно-аскетическом подвиге сестёр, она была для больных и сестрою милосердия, и сиделкою, и матерью. Целые годы ею были проведены среди больных в полном значении этого слова. Она жила в одной из больничных палат в постоянном непосредственном соприкосновении с ними, проводила дни и ночи в таких условиях и при такой обстановке, что эту жизнь необходимо признать непрерывным подвигом.

Дверь её комнаты не закрывалась, для того чтобы и в ночное время она могла слышать стоны и жалобы больных и идти им на помощь. По её собственным словам, тишина и покой её будили, так как она боялась пропустить минуту необходимой помощи страждущим. Ко всем трудным больным она вставала по несколько раз в течение ночи лишая себя и того наименьшего отдыха, который необходим для поддержания здоровья и сил. Из её рук больные получали лекарства, из её уст они слышали слова ободрения, утешения, сострадания. «Нося в себе самый давний недуг, пережив две тяжёлые операции, страдая одышкой, великая труженица не думала о себе, не заботилась о своём собственном здоровье и вся отдалась избранному ею высокому подвигу и с такой радостью несла его, что считала себя «счастливейшей в мире» [ 3].

Почти 20 лет несла Александра Петровна избранный ею подвиг. Своих сестёр она наставляла «раньше всех вставать, позже всех ложиться, меньше всех кушать и ниже всех кланяться. Когда вы раньше всех встанете, то покажете другим пример бодрости и деятельности. Ложась после всех, вы будете иметь возможность проверить, все ли улеглись и всё ли в порядке. Будете меньше всех кушать – приучитесь к воздержанию, а частыми и низкими поклонами – к смирению».

Свято-Троицкую общину после смерти принцессы Терезии возглавила Великая Княгиня Мария Николаевна, старшая дочь Императора Николая Павловича, женщина, отличавшаяся редкой красотой и огромным обаянием, даром всегда вовремя найти ободрительное слово, приласкать, обогреть вниманием, но при этом умевшая, когда нужно, быть строгой и твёрдой. Мария Николаевна пользовалась всеобщим уважением и любовью. О её характере, во многом, свидетельствуют сохранившиеся письма и записки.

Официальное учреждение в России института сестёр милосердия приходится на время Крымской войны. «…На счастье русского воина и вообще русского больного нашлась тогда умная, энергичная и добродетельная женщина, которая положила начало тому благодетельному учреждению, которое содействовало после возникновению Российского общества Красного Креста, - писал протоиерей Сергий Махаев. - Этой женщиной была Великая княгиня Елена Павловна. Она немедленно организовала общину сестёр милосердия – Крестовоздвиженскую, собрала отряды любящих женщин, желавших послужить Христу в лице Его «меньшего брата». Она дала им медицинскую подготовку к этому служению, нашла материальные средства и испросила, с большими препятствиями со стороны военного начальства, высочайшее разрешение на отправку сестёр на театр войны» [ 2].

Редкая женщина царствующего дома оставила столь заметный след в истории России, как жена Великого Князя Михаила Павловича Великая Княгиня Елена Павловна (урождённая Принцесса королевского Дома Вюртемберг Фридерика Шарлотта Мария). Она обладала энциклопедическими знаниями, прекрасно была образована и одаренная тонким чувством изящного. Современники единодушно признавали Елену Павловну умнейшей женщиной своей поры.

В военные годы эта образованнейшая и тонкая женщина, не обращая внимания на косые взгляды общества, в котором в то время служение интеллигентной женщины больным казалось «чем-то из ряда вон выходящим, почти неприличным, ежедневно ездила в больницы и своими руками перевязывала кровоточащие раны». Ее Дворец превратился в большой склад вещей и медикаментов. Великая Княгиня направила в Севастополь отряд врачей, в состав которого входили хирурги во главе со знаменитым хирургом Николаем Ивановичем Пироговым. Во главе Крестовоздвиженской общины выступала Екатерина Михайловна Бакунина. Именитая аристократка, выросшая в холе и неге, имевшая большое влияние в высших сферах, Бакунина всецело посвятила себя заботе о больных и раненых, работая в лазаретах, как простая сиделка, объезжая самые отдалённые госпиталя, лично проверяя запас медикаментов и провианта. Екатерина Михайловна сочетала в себе огромную силу воли и великое смирение. Кроткая, терпеливая и любящая с ранеными и сестрами, она была требовательной и строгой начальницей, наводившей страх на госпитальное начальство. «Вы единственная, которая может быть призвана (на высокий пост настоятельницы)… - писала ей Елена Павловна. – У Вас хватит мужества исполнять это призвание во всей полноте… Я обращаюсь к Вашему сердцу!» Бакунина всецело оправдала надежды высокой покровительницы [ 1] .

После войны Великая Княгиня поручила Екатерине Михайловне Бакуниной организовать и устроить жизнь постоянной, не только для нужд войны, но для мирного времени, общины сестёр милосердия. Стараниями Бакуниной Крестовоздвиженская община стала образцом для последующих учреждений такого типа.

Последние годы жизни Елена Павловна занята была мыслью об устройстве такого лечебного заведения, в котором молодые врачи могли бы совершенствоваться в практической деятельности и которое, одновременно, могло стать объединяющим центром для научной и учебной деятельности врачей. Мысль эта осуществилась лишь после ее кончины, открытием в 1885 году «Клинического института Великой Княгини Елены Павловны».

Подвигом сестёр милосердия отмечены страницы Русско-турецкой и Русско-японских войн, высшей же точки своей он достиг в годы Второй Отечественной войны 1914 года, когда многие знатные дамы и интеллигентные барышни посвятили себя заботе о раненых, не боясь ни ужасов войны с её страданиями и болью, ни грязи, ни тяжелейшего физического труда, ни даже самой смерти, всецело отдавая себя подвигу любви к ближнему.

С такой самоотверженностью в первые дни войны на фронт уехала Великая Княгиня Ольга Александровна, сестра Императора Николая Второго. Условия, в которых пришлось служить Великой Княгине, были нелегки, но Ольга Александровна никогда не жаловалась на них.

Страдания раненых августейшая сестра принимала близко к сердцу, переживая за каждого из них: «Умерло 10 человек и один офицер. Я плакала над каждым – ужас как это раздирает душу, ведь привыкаешь и любишь тяжело больных как ребёнка – и вдруг он умирает. Но, конечно, много отрадного в тоже время…. Ужасно всё-таки отрадно здесь работать и у меня чувство полного удовлетворения…» [ 1] .

Сестра Государя трудилась в лазарете наравне со всеми: «Она не только ухаживала за ранеными, подчас самостоятельно делая даже мелкие операции, но в свободные минуты шила чехлы на их искалеченные ноги».

Великий Князь Александр Михайлович писал об Ольге Александровне, что даже заклятые враги династии «не могли сказать ничего, кроме самого хорошего о её бескорыстной работе по уходу за ранеными. Женщины с душевными качествами великой княгини Ольги представляют собой редкое явление».

Сёстры милосердия сыграли огромную роль в годы первой мировой войны. Для них работа в госпиталях и лазаретах была не только долгом, но и велением сердца, внутренней потребностью служения ближнему, любовью и милосердием к страждущим. Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре великие княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. Императрица Александра Фёдоровна писала о своей работе в лазарете: «Слава Богу за то, что мы, по крайней мере, имеем возможность принести некоторое облегчение страждущим и можем им дать чувство домашнего уюта в их одиночестве. Так хочется согреть и поддержать этих храбрецов и заменить им их близких, не имеющих возможности находиться около них!»[ 1].

Во время первой мировой войны Императрица Александра Федоровна организовала особый эвакуационный пункт, куда входило 85 лазаретов для раненых воинов в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Саблине и других местах.

Основной формой служения своему Отечеству и народу Императрицы и ее старших дочерей стала ежедневная работа сестрами милосердия в лазарете. Для того чтобы помощь раненым, исходящая от их рук, была более плодотворной, Императрица Александра Федоровна вместе со старшими дочерьми решила получить медицинское образование.

Светлый христианский образ последней русской императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II, и ее дочерей с наибольшей силой проявился не только в их мученической кончине, но и в подвиге их самоотверженной деятельности, которой они себя посвятили в годы первой мировой войны. Вместе со своими дочерьми императрица в течение трех лет служила в лазаретах, как простая сестра милосердия. Это уникальный случай в истории. На такое могло решиться только сердце, исполненное христианской любви. Для раненых она была не государыня императрица, а царица-матушка, мать милосердия, а ее дочери были для них родными сестрами, сестрами милосердия.

Проанализировав опыт сестер милосердия, можно отметить, что неизменными их  качествами были строгая нравственность, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение. В самом звании «сестра милосердия» отражено профессионально-этическое содержание деятельности женщин, посвятивших себя уходу за больными. Августейшие сестры милосердия внесли огромный вклад в развитие медицинской помощи и милосердных дел в России. Хотелось бы верить, что опыт августейших сестер милосердия отразился в какой-то степени и в работе современных медицинских сестер.

Литература

1. Августейшие сестры милосердия. Сост.Н.К.Зверева / М: Вече, 2006.

2. Махаев Сергий, священномученик. «Подвижницы милосердия». М.,2003.

3. Е.Семенова. Милосердные сестры Августейшей семьи // Голос эпохи, №3,12, 2012. 

0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика