Лебедева О., 19 группа, лечебный факультет
Эпиграмма в творчестве Марциала
Слово «эпиграмма» традиционно понимается как краткое насмешливо-едкое стихотворение, уничижительноразоблачающее кого-то или что-то.
Однако не всегда эпиграмма была насмешливой исатирической. Подобный характер она приобрела окончательнолишь в Риме в начале нового тысячелетия —к тому времени, когда имела уже примернотысячелетнююисторию. Местом рождения и длительной жизни эпиграммы была Древняя Греция. В переводе с греческого «эпиграмма» означает «надпись».
Марк Вале́рийМарциа́л — римский поэт-эпиграмматист, в творчестве которого эпиграмма стала тем, что мы сейчас понимаем под этим литературным термином.
Жанр эпиграммы, требовавший заостренной формы, меткости наблюдений и остроумия, представляется Марциалу гораздо более близким к жизни, чем эпические поэмы и трагедии на мифологические темы:
Здесь ты нигде не найдешь ни Горгон, ни Кентавров, ни Гарпий.
Нет: человеком у нас каждый листок отдает.
(Пер. Ф. А. Петровского)
В отличие от римских сатириков (Луцилия, Горация, Ювенала), у Марциала не было определенной морально-философской концепции. Сам он называл свои стихотворения «наивными шутками» и «безделками», но эти «шутки» богаты колоритными зарисовками современного ему быта и нравов. Повседневная жизнь с ее суетой, пирами, посещением терм, посылкой подарков, любовными похождениями и городскими сплетнями находит отражение в стихотворных миниатюрах Марциала. Тематика эпиграмм разнообразна. С насмешливой по содержанию эпиграммой соседствует надгробная, любовная и описательная (описание произведений искусства), иногда это уже и не эпиграмма, а лирическое стихотворение, выдержанное в характерном марциаловском стиле, с остротой и неожиданностью определений, с преобладанием внешней описательности над выражением субъективных чувств.
Таким образом, в повседневной жизни, интересующей его, Марциал искал что-то яркое, колоритное, подчас парадоксальное и создавал для своих зарисовок максимально заостренную, порой витиевато перегруженную словесную форму.
Был недавно Диавл врачом, он могильщиком ныне:
То, что могильщик творит, то же и врач совершал.
(Перевод А.А. Фета)
Поэзия такого рода пользовалась у современников Марциала большим успехом. Книги его эпиграмм расходились быстро, и поэт, по собственному его признанию, был в моде.