Священные сооружения как отражение религиозного мировоззрения
Кошелева Д.А., Погорелова К.А.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
В далёкой древности люди стали собираться в специальных сооружениях, чтобы поклониться богам. Привязанность человека к священным сооружениям привела к тому, что эти места в качестве важнейшей составляющей общественной архитектуры присвоили себе особый статус в жизни человека. Они могут быть разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них одно – совместное участие в ритуальных действиях.
Цель работы: заключается в изучении понятия «священные сооружения» и их назначении в мировых религиях.
Задача: проанализировать особенности устройства и предназначения главных священных сооружениях мировых религий.
Буддизм – практическая религия, скорее даже руководство или способ видения мира, в центре которой стоит человек, достигший Просветления – Будда Гаутама Шакьямуни. Их мировоззрение рационально и рассудочно. Вектор сознания направлен внутрь человека, что отражает архитектура – буддистская ступа. Внутри нее – нет пустого пространства, только место для маленькой коробочки с пеплом или иной реликвии. Буддисты не молятся Будде, а посредством цветов и благовоний отдают дань уважения учителю и его учению.
В основе христианской религии лежит тайна и иррациональность. Священным сооружением является храм. Здание строится либо в форме креста, что является символом Христа, либо в виде круга как символ вечности или же в форме восьмиугольника - символа путеводной Вифлеемской звезды. Завершается храм куполом, на котором ставят главу с крестом. Трехчастное деление храма на алтарь, собственно храм и трапезу, знаменует собой разные области бытия: алтарь – область бытия Божия, храм – область ангельского мира и трапеза – область земного бытия, в совокупности обозначает образ всего мироздания во главе с его Творцом.
Мировоззрение ислама предполагает детерминизм, а любовь возможна только к единоверцу. Мечеть - место сбора мусульман и центр их единения в совершении обрядов поклонения, решении социальных, политических, культурных вопросов. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает общим или раздельным, готовясь к намазу верующие совершают омовение и располагаются рядами за имамом - предстоятелем на молитве.Направление молитвы определяет михраб - специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки.
Тем самым, религиозная архитектура является отражением религиозного сознания, которое исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной - высший, сверхъестественный, священный мир, что позволяет предположить, несмотря на внешнее разнообразие культов, обрядов, догматов религиозных систем общие мировоззренческие представления.