Интуитивизм и интуиция
Филатова К.А.
Научный руководитель – Живайкина А.А.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Интуиция есть неотъемлемое свойство природы человека. Существует направление в философии, которое признает в интуиции наиболее достоверное средство познания – интуитивизм. В интуитивизме на первый план выходит вопрос о соотношении интуиции и интеллекта, отсюда выделяют два основных течения: для первого характерно противопоставление интуиции и интеллекта. Эту концепцию поддерживал французский философ А. Бергсон. Второе течение, получившее распространение в том числе в отечественной философии и разработанное Н.О. Лосским, не противопоставляет интеллект и интуицию, а наоборот пытается объединить их как средства познания.
Интуицию как феномен, присущий человеку, изучали с точки зрения разных наук: психологии, физиологии, философии, проводилось изучение интуиции как теоретическими методами, так и экспериментальными.
Актуальными вопросами при её изучении являлись:
-отличие инстинктов животных от человеческой интуиции (у человека интуиция характеризуется как эвристическая, а инстинкт животных имеет характер врожденной тенденции и определяют поведение);
-отличие женской интуиции от мужской (у женщин интуиция выражена в большей степени);
-особенности развития интуиции (как и любой другой способности человека);
-специфика детской интуиции (меньше контроля разума, более естественна);
-отличие чувственной интуиции и интеллектуальной интуиции.
Последние два понятия рассматривались и в отечественной философии В.Ф. Асмусом.
Интуитивизм считается идеалистическим философским течением, но оно кажется актуальным и сегодня. Основная мысль, которая привлекает к нему исследователей, связана с гносеологическим характером теории интуитивизма. Именно наделенный способностью к интуиции человек не зависит от социальной среды, культурной традиции, истории, от стереотипов мышления в понятиях — он творит нечто абсолютно новое.