Этико-философские проблемы эвтаназии
Зейдулаева Н.Н.
ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России»
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Научный руководитель: к.ф.н. Фахрудинова Э.Р.
Достижения в области реаниматологии коренным образом изменили отношение человека к смерти. Критерии, использовавшиеся ранее для определения смерти человека, пришли в противоречие ее новым научным пониманиям. В связи с этим проблема эвтаназии становится актуальной в настоящее время.
Фрэнсис Бэкон для обозначения лёгкой безболезненной смерти ввёл термин «эвтаназия», то есть хорошая, спокойная и лёгкая смерть, без мучений и страданий.
Со времен Гиппократа традиционная врачебная этика ставит запрет эвтаназии: «Я никогда, даже просящему об этом человеку, не дам лекарство, вызывающее смерть»[1]. Иногда врачи готовы прибегнуть к этой практике, в частности, когда пациент, зная свой диагноз, сам просит об этом врача.
Выделяют медицинские, юридические и религиозные аспекты эвтаназии. Религиозный аспект гласит о том, что жизнь человеку дана свыше, и он не имеет право искусственно прерывать её. Юридический аспект состоит в разработке правовой процедуры, в случае если эвтаназия будет разрешена законом. Медицинская проблема заключается в установлении категории пациентов, в отношении которых может рассматриваться возможность применения эвтаназии.
Если полностью легализировать эвтаназию, то она станет средством злоупотреблений. Например, эвтаназия могут использовать для умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом.
Не все жизненные ситуации измеряются нашими теоретическими убеждениями. Люди, которые сталкиваются с данной проблемой, могу изменить свое отношение к эвтаназии. Моё собственное мнение значительно изменилось в ходе написания этой работы. Необходимо искать достойный путь решения данной проблемы (например, паллиативная помощь).
[1] Гиппократ. Этика и общая медицина. - СПб.: Азбука, 2001.