Skip to Content

К актуальности образа «благородного мужа» Конфуция в современности

ID: 2015-05-27-T-4825
Тезис
Саратовский Государственный Медицинский Университет

 «К актуальности образа «благородного мужа» Конфуция в современности»

Ильина Е.С., Скобелкина А.В.

ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России»

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: к.ф.н. Фахрудинова Э.Р.

 «К актуальности образа «благородного мужа» Конфуция в современности»

Ильина Е.С., Скобелкина А.В.

ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России»

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: к.ф.н. Фахрудинова Э.Р.

Социально-нравственный идеал Конфуция лежит в прошлом. Полагая, что древнекитайский мыслитель возвращается к прошлому, Конфуций создает новое этико-философское учение, в центре которого – Дао, как нравственный закон; человеколюбие.

Актуальность. Проблема поиска аксиологических оснований образа благородного человека актуальна и в наше время. Современное время диктует нам новые правила и обязанности, поэтому быть благородным человеком в настоящее время весьма непросто. Трансформировались нормы морали, приоритетным стало жить для себя, а не для других, думать не о нравственности, а о том, как лучше устроиться, несмотря на то, как это повлияет на других. Современный человек перестал задумываться о душе другого, о его чувствах, его волнует лишь внешнее отражение и материальные блага, образ «благородного мужа» уходит в прошлое.

Цели и задачи: проанализировать основные идеи учения о «благородном муже» Конфуция; аргументировать актуальность этико-философского учения Конфуция в современности.

Основными понятиями этики Конфуция являются: человеколюбие, взаимность, долг. Основа человеколюбия и социального порядка в целом – это почтительность к родителям и уважение к старшим, а человеколюбие – основа в искусстве управления государством, но далеко не все люди обладают этим свойством, а лишь благородные. На этом основывается деление Конфуцием всех людей на «благородных мужей» и низких простолюдинов. Нравственное деление людей оправдывает и классовое деление общества. «Благородный муж» поступает так, как ему велит долг, думает о других, а низкий человек думает только о себе. Он выполняет множество функций, одна из которых – управление простолюдинами, добиваясь повиновения и уважения, не используя при этом жестоких мер принуждения. В наше время образ «благородного мужа» Конфуция находит свое место, но становится менее выраженным. Правители теперь далеко не всегда благородные люди, ищущие свою выгоду, которые добиваются власти, нередко используя агрессию, жестокость. Если бы в наше время образ «благородного мужа» господствовал, возможно, мир был бы добрее, не было бы войн, каждый дарил другому частицу добра, света и любви...

Выводы: мы проанализировали этико-философское учение Конфуция о «благородном муже», аргументировали его актуальность в современном мире. К сожалению, сегодня мы почти утратили образ «благородного мужа» Конфуция, и теперь пришло время вернуться к нему, чтобы мир стал лучше, а человек гуманнее!

Ключевые слова

Актуальность образа «благородного мужа» Конфуция
0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика