Skip to Content

Взгляды армянских философов в период раннего Средневековья

ID: 2015-12-27-T-5686
Тезис
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель – доцент А.А. Живайкина

Периодом зарождения философской мысли Армении является раннее Средневековье. Этому способствовал ряд факторов: развитие государственности, распространении и закрепление христианства, переводы на национальный язык трудов античных философов. В развитии средневековой армянской философии выделяются следующие направления: христианская апологетика,  неоплатонизм и натуралистическое направление.  

Ярким представителем апологетики считается Езник Кохбаци, выступавший против языческих философских теорий. В трактате «Опровержение ересей» мыслитель рассуждает на тему Бога. Бог непостижим, является началом всего, что есть на Земле, источник добра. В устройстве мира Езник выделяет четыре противоположности – холод, теплота, сухость и влажность, которые находятся в равновесии.

Наиболее видным представителем неоплатонизма является Давид  Анахт. Именно он заложил основы светской философской мысли и был приверженцем древнегреческой философии. Самый известный труд Давида «Определения философии». В основе дефиниции философии лежат ответы на четыре вопроса: 1) Существует ли сущее? 2) Что есть сущее? 3) Какова сущность сущего? 4) Для чего существует сущее? Также Давид отвергает мнения древних скептиков и релятивистов,  доказывает не только возможность познания мира, но и необходимость науки для достижения интеллектуального и морального совершенства.

Основоположник натуралистического направления в армянской философии – Анания Ширакаци. У него были собственные идеи о шарообразности Земли и причинах затмения Солнца и Луны. Наиболее важными трудами Анания являются «Космография» и «О вращении небес». В  «Космографии» предметом изучения является всё то, что доступно познанию. Анания также высказывает своё несогласие с философами-идеалистами, он считает, что существует только то, что можно увидеть или потрогать, но при этом он не отрицает, что все в мире находится под властью божественного провидения.

В заключение отметим, что средневековая армянская философия является важной и неотъемлемой частью мировой философии. Многие философы имели свою чётко обоснованную точку зрения, которая оказала влияние на основные направления мировой философской мысли – религиозной, идеалистической и материалистической.

Литература.

1. Андриянова Е.А., Катрунов В.А., Кузнецова М.Н., Засыпкина Е.В., Павлова Л.А. Этический компонент как ресурс профессиональной подготовки врача / Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека. Краснодар, 2013. С. 6-8.

Ключевые слова

Философия Армении
0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика