Феномен сновидения в психоаналитической философии
Мыльников А. М., Акимова Н. А.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Сновидения являются предметом анализа как естественнонаучного, так и гуманитарного знания, выступая в то же время объектом интереса для человечества с древних времен. Один из актуальных вопросов данной темы на современном этапе науки – вопрос о месте и роли сновидений в общей структуре человеческого бытия; также не существует единого ответа на вопрос об истоках их возникновения, функциях и структуре.
Об актуальности данной проблемы свидетельствует значительное количество работ в области психофизиологии, лингвистики, филологии, культурной антропологии. Значительный вклад в изучение в изучение философии и психологии сновидений внесли представители психоанализа – З.Фрейд, Ж.Лакан, М.Кляйн, Б.Левин и др. Зигмунд Фрейд, основоположник психоаналитической традиции, считал, что сновидения не являются следствием патологического процесса, а служат результатом деятельности здорового мозга. Анализируя сновидения, Фрейд полагал, что в данном случае необходимо изучать взаимосвязь фрагментов сновидений и явлений, происходящих в повседневной жизни человека. Мыслитель считал, что трансформация реальной информации в сновидениях сводится к трем процессам:
1) Сгущение образов с вероятностью наложения их друг на друга;
2) Отдаленная ассоциация в процессе проявления образа;
3) Символизация – превращение мысли в зрительные образы.
Однако, З.Фрейд не призывал к точной расшифровке символов сновидений, поскольку, во-первых, в сновидении кроме символов используется также словесный материал, а во-вторых, из-за субъективной и индивидуальной природы ассоциаций. Помимо психоаналитического контекста в представлении З.Фрейда о сновидениях лежал глубокий философский смысл. Он считает сновидения основным местопребыванием прошлого в духовной жизни человека и представляет сон как архаическую форму древнего инстинкта, проявляющуюся при ослаблении контроля со стороны сознания. То есть сновидение представляет собой регресс к прошлому человечества и реконструкцию «первобытного нарциссизма».
Таким образом, психоаналитическая традиция в философии позволяет рассмотреть сновидение в контексте ассоциативного переноса запомнившихся человеку фрагментов сновидения на события и явления, происходящие в реальном бытии личности.
Литература:
1. Фрейд З. Толкование сновидений. – М.: Издательство АСТ. - 2011. – 574 с.