Развитие российской государственности определяется различными традициями, в основе которых лежит многовековой опыт организации власти, выстраивании внешней и внутренней политики, формирования общественных отношений. В современных условиях Россия стоит вновь перед выбором пути своего дальнейшего развития, и одним из направлений становится актуализация обращения к самобытности при определенном «повороте» к Востоку.
Обоснование такого развития можно увидеть в идеологиях «восточничества» и евразийства. При этом, нужно отметить, что, если идеи евразийства обстоятельно изучены историками и политологами и хорошо известны широкой общественности, то идейные основы «восточничества» пока получили лишь незначительное освещение в научной литературе [1; 2]. При разных оценках сути «восточнической» идеологии следует признать, наиболее обоснованными выводы тех исследователей, которые определяют «восточничество» как систему взглядов, в основе которой лежит идея культурно-исторической близости России и Востока, идея постепенного мирного расширения России в Азии, а также достаточно последовательная идентификация с Востоком и отказ от европоцентризма [4, с.78-80; 6, с.115-118]. Наиболее последовательно концепция «восточничества» была разработана князем Э. Ухтомским, находившимся в дружеских отношениях с императором Николаем II [См.: 5].
На рубеже XIX – XX веков идеология «восточничества» оказалась несостоятельной из-за агрессивных и непродуманных действий России на Дальнем Востоке, однако увлечение Востоком оставило свой след в культуре России Серебряного века. Возрождение «восточничества» в настоящее время представляется маловероятным, однако многие идеи, прежде всего отказ от европоцентризма, признание равноценности различных культур и идея мирного установления влияния на Востоке вполне могли бы быть использована властными элитами для формирования национальной идеологии и укрепления позиций России в Азиатском регионе
Литература