Критический анализ объектной, субъектной и телесной парадигм онтологизации женского в философии Мишеля Фуко и Джудит Батлер открывает новую перспективу «бытия женщиной», в которой будут иметь место большая свобода и открытость.
Каждый из нас рожден женщиной, да и воспитан по большому счету женщинами. Кажется, что существование женщины - факт несомненной и незыблемой реальности, как детство, как материнская утроба, как то, с чем вообще невозможно спорить, а можно лишь принимать. Такая «очевидность» женского раскрывается в перспективе совершенно определенного исторического противостояния. С одной стороны, имеет место классическая бинарная модель западного мышления, в которой женщина рассматривается как объект в поле зрения мужчины, а с другой стороны, западная традиция, начиная с XVIII в., формирует совершенно новое понимание женщины. Она основывается на признании женской субъективности, которая в течение долгого времени была скрыта за «мужским взглядом» на женщину, за мужской интерпретацией ее существа и предназначения. Теперь, эта субъективность отныне обнаруживает способность говорить от своего имени, обозначая собственные потребности и интересы. Получается, что на данном историческом этапе нам доступны две традиции «очевидности» женского - объектная и субъектная, классическая и феминистическая.
Как отмечает Далас Соммэр :"Не может быть, чтобы у женщин было только две возможности для самореализации: стать матерью или подражать мужской роли. Во что бы то ни стало нужно открыть третий путь — свободное и сознательное индивидуальное развитие".
Я уверена, что женщина может стать "матерью самой себе", в том смысле, что она может полностью взять на себя ответственность за себя и свою жизнь, может сама решить как ей жить, просто женщина сама не знает какой созидающей силой она на самом деле обладает и что судьба нашего мира напрямую зависит от неё.