В статье рассмотрены философские подходы к изучению медитации как практики самопознания, а также ее возможности как практики лечения.
Ступникова Екатерина Дмитриевна 4 группа 2 курс лечебный факультет
Научный руководитель: канд. филос. наук, доцент Гришечкина Наталья Васильевна
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им.В.И.Разумовского
В условиях современного глобального мира диалог восточной и западной культур является необходимой основой жизнедеятельности человека и общества. Взаимодополнение и взаимообогащение мировоззрений, ценностных ориентаций и духовных практик расширяет горизонты и возможности развития человека. Медитация как практика самопознания и самосовершенствования наиболее полно отражает созерцательный характер восточной культуры. Она возникает в древней Индии и развивается в различных направлениях:
· в духовной практике йоги как тренировка в виде дыхательных и психоэнергетических упражнений, отключения чувств и мыслей от внешнего мира, их концентрации и сосредоточения на отдельных объектах, целью которой является слияние человеческой души с духовной сущностью Вселенной;
· в буддизме как средство предотвращения страданий при жизни и достижения нирваны (внематериального состояния души), как преодоление жажды телесной жизни;
· в даосизме как средство овладения психической энергией ци, выработка в организме веществ здоровья и достижение физического бессмертия.
В настоящее время медитация привлекает внимание западной культуры и как практика лечения. По определению Л. Кривицкого [1], медитация является формой психической активности, благодаря которой человек погружается в трансовые состояния, физиологической основой которого является способность мозга вырабатывать очаги возбуждения и торможения, продуцировать образы, а так же вызывать посредством внушения материальные сдвиги в организме. В современной науке медитация как практика лечения становится предметом исследования. В работах Д. Пенмана, М. Уильямса, Д. Кабат-Зинна, Д. Линча [2] анализируются различные влияния медитации на организм человека. Благодаря медитации, люди, практикующие её, становятся более уравновешенными, спокойными, позитивно настроенными, они избавляются от бессонницы и фобий, у них облегчаются приступы астмы и мигрени, а так же повышается концентрация внимания, что помогает при умственных нагрузках. Роджер Уолш [3], американский нейропсихолог, проводил эксперименты, связанные с воздействием медитации на личность и доказал ее результативность в отношении развития умственных способностей, повышения креативности, самоактуализации и позитивного чувства. Врач и исследователь Мадхав Гоял [2] в результате проведенных исследований, доказал, что медитация может оказывать эффект, сходный с эффектом антидепрессанта.
Гарвардские ученые провели эксперимент, в котором приняли участие 50 регулярно медитирующих людей и 50 человек, никогда не занимавшихся медитацией. В результате было установлено, что посредством регулярных медитаций повышается содержание серого вещества в мозге – тел нейронов, контролирующих мышечную активность и отвечающих за сенсорное восприятие, а также память, эмоции и речь. Исследование Университета Висконсин-Мэдисон показало, что практика медитации влияет на уровень беспокойства и тревоги, поэтому люди, практикующие медитацию, менее подвержены стрессам и паническим атакам [3].
Влияние медитации на психические состояния человека, такие как депрессия, стресс, тревожность и т.д. определило необходимость разработки научно обоснованных методов ее использования в целях улучшения физического и психологического благополучия человека. Впервые такая научно-медитативная психотехника была создана психотерапевтом И. Шульцем и получила название аутотренинга. Она помогает поддерживать баланс и восстанавливать гармонию мыслей и чувств, быть в равновесии со своим телом, облегчать боли посредством концентрации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности медитации как практики лечения должны изучаться на научной основе, а результаты исследований находить свое практическое применение.
Список литературы
1. Кривицкий Л. В. «Медитация. Новейший философский словарь» - Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. - 896 стр.
3. Уолш Р. «Пути за пределы эго» Изд-во: "Открытый Мир", 2006. - 392 стр.