Разум должен быть приобщен и к первобытной мудрости человека, к тем первоощущениям бытия, первоощущениям жизни, которые зарождаются на заре человеческой истории и даже на заре доисторической жизни, в том анимистическом понимании мира, которое свойственно.
Н. А. Бердяев в специальной работе, которая так и называется «Смысл истории», пытается рассмотреть историю через судьбу каждого человека, страдания, действия в хронологической цепи событий исторического процесса. Он считает, что история есть, поистине, драма, имеющая свои акты от первого до последнего, имеющая свое начало, свое внутреннее развитие, свой конец.
К. Маркс говорил о конце не истории, а предыстории, поскольку подлинную историю он связывал с построением коммунистического общества.
Французский философ Раймон Арон считал, что нельзя рассматривать смысл истории с точки зрения будущего человечества, независимо от того какие будут провозглашены цели: Царство Божие или коммунизм. Арон полагает, что нельзя искать смысл истории в некоторых исторической цели. Невозможно заранее построить теорию истории. Поэтому смысл истории необходимо связывать с человеком, решающим в соответствии со своими разумом и конкретными обстоятельствами задачи, подставленные перед ним текущей жизнью.
Вопросы истории и ее смысла занимают важное место в философии К. Ясперса (1883-1969гг.). Ясперс выступает против тех, кто рассматривает мировую историю как хаотическое нагромождение случайных событий, как постоянную смену одних исторических катастроф другими. Человек стремится к объединению с другими людьми и именно на этой основе может складываться взаимопонимание людей, единство их истории. Единство истории, с точки зрения К. Ясперса, и есть та цель и смысл, к которой она стремится.
Соответственно, К. Ясперс выделяет ряд таких целей истории: цивилизация и гуманизация человека; свобода и создание свободы; величие человека, проявление его творческих способностей; открытие бытия в человек. История у Ясперса имеет свою логику и смысл, которые выявляются в процессе движения человечества к единству.
Наступление всемирной истории есть реализация ее основного смысла и цели, которые заключены в единстве человечества. Ясперс рассматривает историю как единый процесс, который имеет единые истоки, общую цель.
«Осевое время» - это конец «мифологической эпохи», которая характеризуется раздробленностью культур (800-200 гг. до н. э.). В эту эпоху «были разработаны основные категории, которыми мы мыслим, по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершается переход к универсальности». Человечество становится единым, двигаясь к монотеизму, противопоставляя локальным культурам и местным предрассудкам единого Бога и единство рациональной мысли. Люди начинают жить общей историей. Это время универсализации, возникновение философии, рождения космополитизма. Это время поляризации на Запад и восточную культуру, возникновение исламской культуры.
Современная ситуация характеризуется мощными интегративными процессами и переходом человечества от системы локальных культур к единой человеческой культуре, основа этого – наука философская вера. Современная ситуация – это духовная ситуация.